Олиферчук В. "Декаданс возвращается?"// .Вечерний.ЧелябинскЧ. 2011, 30 сентября

 

 

  Камерный театр поспорил с Мейерхольдом

В новый сезон театры Челябинска стартовали дружно, будто сговорившись. Театралы едва успевали пересаживаться из кресла в кресло, обмениваться впечатлениями и сравнивать. «Манекен», молодежный театр и мастерская «Бабы» отдали предпочтение современной драматургии и попытались поразить зрителя смелостью в освоении нетрадиционной лексики, глубиной философских размышлений и препарированием психологии. Камерный театр отклонился от общего курса и обратился к символизму и декадансу начала прошлого века. Классикой «Балаганчик» Блока никак не назовешь, особенно после того, что с ним сделали в Камерном.

— Ну и кто это будет смотреть? После 15-го показа они не соберут зал.

— А мне нравится разгадывать загадки, которые задает театр.

— Смотрела, открыв рот, но ничего не поняла. Надо будет перечитать Блока…

— А я вот прочла, только все равно не поняла…

После премьеры мнения зрителей самые разные. Но знаменатель один — свежо, интересно и талантливо.

С первого взгляда

Пробираясь в узком проходе, еле нашла свободное место — в зале в день премьеры традиционно яблоку негде упасть. Радостно плюхнулась в кресло, нацепила очки, подняла глаза и вздрогнула. Серые стены с выдвигающимися полками, зарешеченные окошки на самом верху, два допотопных рукомойника, в центре — каталка для перевозки трупов. По коже предательски заметались мурашки.

— У вас рядом место свободно? — по выражению лица понимаю, что молодой человек повторяет свой вопрос не единожды. Усиленно киваю, стараясь разжать зубы.

Редко бывает, когда с первого взгляда «картинка» настолько тебя захватывает. Морг, тюремная камера и психушка одновременно — ничего себе балаганчик! Пьеро, пока еще автор (в спектакле эти роли совмещены), как и положено, лирически страдает на сцене. Вдруг из подпола высовываются дикие рожи — набеленные лица, черные провалы вместо глаз и кроваво-алые рты — на самом деле обычная раскраска паяцев, ничего особенного, но эффект потрясающий. Тоненькими голосками маски выводят: «Вот открыт балаганчик для веселых и славных детей» — и тихонько хихикают. Никто никого не пугает, не завывает страшным голосом, только почему-то от «ангельского» пения мороз по коже. Настоящий ужастик для веселых и славных людей. Примерить лавры Хичкока мечтают многие театры, в Камерном — получилось.

Что наша жизнь? Игра!

Дальше — больше. «Я писал не для балагана!» — герой заталкивает всех в подпол, переводит дух, а уже изо всех углов, щелей (вспомните «Вия» — бр-ррр) на него буквально сыплются паяцы. Они в ярких, красочных костюмах, вроде на свету и не страшные, все улыбаются, прижимаются к автору, ластятся, как кошки: «Мы же детки твои». «Они без моего ведома разыгрывают…» — судорожно шепчут губы автора. Может, это и есть самый страшный кошмар писателя, когда персонажи выходят из-под контроля и начинают творить что хотят? Балаган, в котором все переворачивается с ног на голову, обратно, и так несколько раз, а подчас создает невообразимые позы. Черное становится белым, яркие, сочные краски смешиваются и превращаются в серую безликую массу, а серые стены серебрятся снегом Петербурга. Нет ничего истинного, постоянного, все зыбко и призрачно — и жизнь, и счастье. Балерина лепит герою пощечины — а на самом деле всего-навсего накладывает белила, еще пара штрихов, и творец сам превращается в куклу — Пьеро. Ему пристегивают длинные рукава — теперь он не в силах что-либо сделать. Теперь за него все решают они. Кто хозяин? Кто дергает за веревочки? Кто кого переиграет? «Что наша жизнь? Игра!»

Загадки Сфинкса

Несмотря на все странности и непонятности (а может, благодаря им?), спектакль хочется посмотреть еще раз — в нем достаточно много пластов, символов, аллюзий, порой за всем не поспеваешь. Десяток страниц авторского текста разбавили несколько дополнительных сцен, которые не разрушают, а дорисовывают общую картину. Вот один из шкафчиков выдвигается — и психушка превращается в обычную актерскую гримерку, где после спектакля глушат клюквенную наливку. Вроде бытовая сценка, совсем не в духе самого Блока. Главный герой, в ужасе от такой пошлости, случайно запинается и падает в выдвижной ящик холодильника, где хранят покойников. Что это? Автор уже умер и теперь наблюдает, как разыгрывают его драму? А может, умерли иллюзии насчет высокого и вечного? Или просто куклу после спектакля убрали в ящик? Актеры передвигаются по сцене фантастически: то выпадают из ящиков, как марионетки, то стекают по поверхности, как мультяшки, и даже бегают по стенкам, как мухи. Возможно, в чем-то постановщик Лариса Александрова переборщила, перемудрила и даже повторила, — правда, себя же, — но в том, что она обладает ярко выраженным собственным почерком, ей отказать нельзя. Работа художника Сергея Александрова и композитора Александра Пантыкина достойна всяческих похвал — все-таки «Золотую маску» умудрились заслужить в свое время. Наконец, актеры. Сейчас работать со стихотворным текстом рискнет далеко не каждый театр. А тем более работать так легко, изящно и оригинально. Итак, подводя итоги. Хорошая командная игра, и мне кажется, спектакль даже претендует на звание «Открытие сезона».

Над блоковским опусом трудились сразу три обладателя «Золотой маски»: режиссер Лариса Александрова, художник Свердловского театра музкомедии Сергей Александров и композитор
из Екатеринбурга Александр Пантыкин.

Впервые «Балаганчик» был поставлен в 1906 году в Петербурге Всеволодом Мейерхольдом. Премьера оказалась шумной, прием — неоднозначным: спектакль сопровождали топот и свист, возгласы негодования и бешеные аплодисменты с криками «браво». Камерный театр представил свою версию, которая также была принята зрителями неоднозначно.

Фото Лидии МУХАМАДЕЕВОЙ

 

Библиотека
Новости сайта
Получать информацию о театре

454091, Россия, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 15
  Челябинский государственный драматический
"Камерный театр"

kam_theatre@mail.ru
Касса театра: 8 (351) 263-30-35
Приёмная театра: 8 (351) 265-23-97
Начало вечерних спектаклей в 18.00

 Министерства культуры Челябинской области   Год российского киноМеждународный культурный портал Эксперимент  


 

Яндекс.Метрика