Ваганов А. "Фантазии, фантасмагории и немецкий расчет" //Ч.Р. 1995, 1 ноября
Фантазии, фантасмагории и немецкий расчет
Достоевский, Тургенев и Бернард Шоу на сцене Челябинского Камерного театра
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий», когда современная драматургия как бы оторопела от резких перемен в жизни и «кого-то неизбывного опигофренизма в новейшей политической истории Отечестве, опору и поддержку российские театры ищут в классике. Последовательным приверженцем этой линии стая Челябинский государственный Камерный театр, а афише которого Гоголь, Островский, Достоевский. Тургенев, Шоу. Тот самый драматургический материал, которым российские театры превращали то в громоздкие, тяжеловесные «академические» постановки, то в экспериментальные экзерсисы!
Однако, если вам говорить, об отношении спектаклей Камерного к одной из театральных традиций, то четкого соотношения не получится. Конечно, осмысление известных пьес (и инсценированной прозы) здесь более «живое», но в крайности, к труппе и режиссеров не впадающее. Когда я смотрел «Женитьбу Бальзаминова»,»Милостивый государь, спешу…», «Завтрак у предводителя», «Пигмалион», мне все все время вспоминался «Мудрец» ( по пьесе Островского «На всякого мудреца довольно простоты») в театре «Ленком» - классическая пьеса, как повод разговора о современности. С современными паралленостями и остроумными тетральными аттракционами. Конечно, любое срав-нение разных театров - явление крайне рискованное, поэтому прошу воспринимать его лишь как субъективную ассоциацию. Теперь подробнее о спектаклях Камерного театра.
Фантазии и мечты
"Переложение для театра» повести Ф.М. Достоевского «Бедные люди» создал и поставил режиссер из Самары Николай Черкасов, назвав свой спектакль «каприз-фантазия «Милостивый государь, спешу...» «Капризность» интерпретации заключается во вполне допустимом на театре небуквальном соблюдении реалий повести «Бедные люди»: например, Макар Девушкин в исполнении Виктора Нагдасева моложе своего литературного прототипа. Впрочем, если принять во внимание весьма существенную особенность героев раннего Достоевского - их способность уходить в мир мечты, фантазий, то понятны и превращения Вареньки Доброселовой в Офелию, Джульетту, уличную плясунью, и появление клоунских рыжих париков на головах петербургского шарманщика и петербургского дворника. Замечательно «работает» в спектакле сценография Сергее Александрове, восстодавшего с помощью довольно простых средств атмосферу легкой питерской дымки, того ощущения невесомости и нереальности каменных и плотных зданий, которое иногда охватывает а городе на Неве.
Нет ни давящих стен, ни обшарпанных лестниц, и актерам легко обыгрывать причудливые переливы мечтаний героев. Казалось бы, здесь «се должно быть построено на дуэт и соло, но постановщик, а полном согласии о прекрасно наработанным труппой Камерного театра умением работать а ансамбле, выводит на сцену квартет - Виктор Нагдасев, Эульфия Акчурина (в другом составе — Елена Рыжанкова), Николай Седов и Сергей Дзюба. От пародийной сценки «Ермак и Зюлейка» (которую Достоевский привел в одном из писем-монологов Девушкина для полного уничижения псевдоисторического романтизма) для щемящего финала спектакля — роль этого ансамбля — определяющая. Именно совместная работа исполнителей помогает создать атмосферу воспоминаний о несбывшейся любви-— и грустных, и болезненных, но сердцу милых. В повести все гораздо трагичнее и Достоевский недаром рассыпал в финале несколько зловещих намеков на печальный для своих героев исход.
Что же касается главных персонажей, то благодаря Зульфии Акчуриной и Елены Рыжанковой мы видим как бы два разных спектакля: если Варенька — Акчурина, более лирична, то Варенька– Рыжанкова несет в себе заряд активной энергии помогающей ее героине противостоять жестокому миру. Впрочем обе исполнительницы сумели выдержать главное испытание словом, звучащим со сцены текстом, от которого, если верить школьной программе, даже критик Белинский прослезился. По-новому раскрывается в этом спектакле и Виктор Нагдасев - ак тер воистину универсальный и, наверное, достойный роли, где он не будет делать кульбиты и проваливаться в люки, а будет просто играть, просто говорить так, чтоб весь зал стих и слушал.
Фантасмагория
Если «Милостивый государь…» - это оркестр под управлением заезжего дирижера, то в спектакле «Завтра у предводителя» за пульт становится сформировавший коллектив маэстро — главный режиссер Камерного Викторий Николаевна Мещанинова. И. разумеется, мощное ансамблевое звучание в этой пьесе проявляется во воем его блеске, Более того, оно перерастет в друж-ный хор — потому что в спектакле все актеры поют, а в финале, естественно, поют хором. Педагог-хормейстер Анне Клочева смогла сделать с актерскими голосами нечто волшебное: русские романсы в исполнении Натальи Жарнаковой, В.Нагдасева, Михаила Яковлева заучат вдохновенно. Не отстают от них и другие исполнители, среди которых особенно заметны новички Камерного: Н.Федоровских (Кучер) и И.Иштубаев (Герасим). Роль Герасима - вообще большая удача спектакля, поскольку невозмутимый и полный достоинства «дворовый человек» всегда был где-то рядом с центром интриги русских классических пьес
Интрига «Завтрака» подана зрителям в соусе из современности: поскольку в тексте присутствует слово «ВЫБОРЫ», грех было не обыграть его. Потому предводитель дворянства, в исполнении Андрея Абрамова так похож на нынешних «власть имущих» с их обязательным теннисом и итальянско- американскими галстуками. Поэтому Нагдасев играет своего героя как явного персонажа предвыборного шоу - «доброго дядю», идущего в народ- Все остальные персонажи составляют переменчивое большинство.
Опять ансамбль: Н. Седов, С.Дзюба, М Яковлев.
Главные спорщики спектакля - Наталья Жернакова и Юрий Мешков - играют не столько конфликт брата и сестры из-за наследства, сколько конфликт палача и жертвы. Героиня Н. Жернаковой блистательно-вредная и изысканно-своенравная олицетворяет ту часть нашей публики, которая выбирает кандидатов_не по их интеллектуально- нравственному уровню, а по каким-то сиюминутным змоциональным симпатиям. Ее не могут убедить ни готовность брата к компромиссам, ни здравые рассуждения предводителя уездного дворянства. Итак, в спектакле есть интрига, есть азартно обыгрывающие ее актеры-партнеры, есть живая музыка (оркестрик сидит в проходе между первым рядом и сценой), и все это соединяется в некий странный симбиоз. К сожалению, не без потерь. Во-первых, само сочетание политических намеков и концертно-романсовых номеров иногда кажется весьма нелогичным. Герои Тургенева как бы делают над собой усилия, чтобы запеть. Во-вторых, изобретательные находки и насыщенные действием мизансцены иногда отводят куда-то на второй плен сам текст пьесы, написанный великолепным тургеневским языком, по сравнению с которым тобой выступавший по местному телевиденью кандидат кажется ходячим собранием штампов. Эти моменты несколько портят праздник — с точки зрения искушенного зрителя. Но просто благодарный зритель принимает этот праздник радостно и аплодирует умению театра создать хотя бы иллюзию его.
Элиза —
не капризная,
а самостоятельная
Еще одна традиция нашего Камерного - дружбе с немцами. Режиссер Гарри Бляшке уже поставил на челябинской сцене классического немецкого «Войцека», а режиссер Георг Келль — автор свежей премьеры: «Пигмалиона» по знаменитой пьесе Шоу, к удовольствию зрителей, на сцене есть прекрасная Элиза Дулител в лице Елены Рыжанковой и ансамбль Хиггенс - Пикеринг (Ю. Мешков и Н.Седов). Однако нет ощущения внутреннего единомыслия режиссера и исполнительского состава, от чего первое представление прошло под знаком аккуратности и осторожности в интонациях. Режиссера с его немецкой идеологизированностью, конечно, интересовали все зти проблемы; неравноправие мужчин и женщин и что бывает иногда, когда хочется измениться к лучшему... Но актеров, похоже, интересовало гораздо более динамично развертывающаюся пружина спора между Хиггинсом и Элизой, кто без кого не сможет прожить? В конечном итоге именно эта тема стала лейтмотивом спектакля, что, к сожалению, несколько ослабило его своеобразие, его подчеркнутую эстезированность (ведь речь идет об уроках хорошего тона). Спектакль как бы подтвердил участь всех пигмалионов (в том числе и немецких), которые создают весьма самостоятельных героинь.....Впрочем, вероятнее всего, «Пигмалион» — это первая ласточка грядущих в Камерном театре перемен. В репертуарной политике и в способах подхода к драматургии, о которых говорит руководство театра. Впрочем, не будем гадать - будущие спектакли (в планах заявлен и Чехов, и Т. Уильяме) покажут, какие сюрпризы рождаются на сегодняшних репетициях.
ваться в люки, а будет просто играть. просто говорить так, чтобы весь зал стих и слушал.
Фантасмагория
Если «Милостивый государь...» -его оркестр под управлением авеэ-жего дирижера, то а спектакле «Завтра у предводителя» за пульт становится сформировавший коллектив маэстро — главный режиссер Камерного Виктория Николаевне Мещанинов*. И, реаумеетоя, мощное ансамблевое «вучалне в этой пьесе проявляется во всем его блеске. болев того, оно перерастет а дружный хор - потому что в спектакле актеры поют, а а финале, естественно, поют хором. Педагог-хормейстер длив Клочева смогла сделать с «к-терокнми голосами нечто волшвв-нов: русские романом в исполнении Натальи Жернекоеой, В.Нагдасева, Михаиле Яковлева заучат вдохновенно. Не отстают от них и другие иелолнйтели, среди которых особенно «ОМвлм новички Камерного: Н.Федороаехих (Кучер) и ). Роль Ге
И.Иштубввв (Герасим). ма - вообщ
Герат-
шая удача спек-
такля, поскольку невоамутимый и полный достоинства «дворовый человек» всегда был где-то рядом с центром интриги русских классичес-
Интригв «Завтра"»» подана зрите-явм в ооуов кз ооврвмвиности: поскольку а тексте прмсутотвует слово «ВЫБОРЫ», грех было не обыграть его- Потому предводитель дворян-став в исполнении Андрея Абрамова так похож на нынешних «власть имущих» е их ебя'втвяьпым теннисом и нтаяьяно вмерняансгпми гал-отуками, Пеатому Нагдвсее играет своего героя кал вяного пероонвжа предвыборного шоу - «доброго дядю», идущего в народ. Все ос-твлныв персонажи составляют лв-рвмвиШ'дев большинство. Опять аи-еамбйь! Н. Седее, С.Дзюба, ' ИЛюалеа. Главные спорщики впек-тякля - Нагели Жвриакова и Юрий Меикоа — играет не столько конфликт брата и сестры из-за наследства, сколько конфликт палача и жертвы. Героиня Н. Жернаковой, блиетателыю-вредная и изысканно-своенравная, как бы олицетворяет ту честь нашей публики, которая выбирает кандидата» не по ил ни-твдлвктуаяыю нввветвеиюмуурев-ню, а по каким-то с*яо>веутным амо-циональным симпатиям. Ее не м
/ .
мет 1.Л
убедить ни готовность брата к ком-промиссам, ни здравые рассуждения предводителя уездного дворянства. Итак, в спектакле есть интрига, есть азартно обыгрывающие ее актеры-партнеры, есть живая музыка (оркестрик сидит в проходе между первым рядом и сценой), и все это соединяется а некий странный симбиоз, К сожалению, на без потерь. Во-первых, само сочетание политических немекеа и концертно-роман-совых номеров иногда кажется весьма нелогичным. Герои Тургенева как бы делают над собой усилия, чтобы »апеть. Во-вторых, изобретательные находки и насыщенные действием мизансцены иногда отводят куда-то не второй план сам текст пьесы, написанный великолепным тургеневским языком, по сравнению с «вторым лобби выступавший по местному телевидению иидидат к* мвтсй ходячим собранием штампов, Эти моменты насколько портят прва» > • дник — с точки зрения искушённо* " 1, го зрителя. Но просто благодарный зритель принимает атот праздник радостно и аплодирует умению театра создать хотя бы иллюзию его,
Элиза -
капризная, а самостоятельная
Еще одна традиция нашего Камерного - дружбе « изваян Рв-жнсоер Гарри Бляшке уж« поствяил на челябинской сцене классического немецкого «Войцека», а ре-жиссер Георг Келль — автор свежей премьеры: «Пигмалиона» по знаменитой пьесе Шоу, К удовольствию артелей, на сцене есть пре-краоная вмиа Дулитл в лице Елв-ны Рыжквжвдйу ансамбль хнгшне - Пиквоимг ](ОММвюв и Н.Седое). Однако нет ОЩУШвйия внутреннего единомыслия режиссера и исполнительского состава, отчего первое представление ярошло под знаком аккуратноотм и осторожности в интонациях. Режиссера с его немецкой идеологизированчостыо, конечно, интересовали все зти проблемы; неравноправие мужчин и женщин и что бывает иногда, когда хочется измениться к лучшему... Но актеров, похоже, интервОООдр гораздо более динамично рег-вдд-тыиющаяоя пружина спора между. Хиггиноом и Элизой, кто без кого; не сможет прожить? В конечном