Радченко Е. "Бык так думает" //Челябинский рабочий, 2006, 26 января (Михаил Яковлев в роли Быка в спектакле «Бык, осел и Звезда»)

В “Рождественской истории” Челябинского камерного театра Михаил Яковлев проникновенно сыграл новую роль

Притча о рождении Христа на сцене Челябинского государственного камерного театра (режиссер – Юрий Калугин) – детский утренник. По окончании спектакля я увидела в зрительном зале молодую женщину, которая плакала вместе со своей дочкой. Это были слезы потрясения:

Как известно из библейской мифологии, будущий Спаситель человечества родился в хлеву, устроенном в пещере, ибо “не было для Иосифа и Марии места в гостинице”. Сам по себе этот сюжет о рождении младенца Иисуса под Вифлеемской звездой, собственно, и должен вызывать потрясение. Но как добиться этого в театре, на детском утреннике?

По чудесному замыслу авторов, рождественскую историю рассказывают: животные. Для Осла (артист Влад Зеленов) и Быка (артист Михаил Яковлев) путешествие с хозяевами в Вифлеем – это не только их работа, служение, но и повод: задуматься о смысле жизни. Осел тянет повозку, Бык несет поклажу, казалось бы, все, как всегда. Но животные чувствуют, что должно произойти некое событие:

Талант Осла – в его длинных ушах, он чутко вслушивается в звуки окружающего мира, предупреждая о грядущей опасности. Талант Быка – связывать все со всем, во всем находить смысл.

— Я так думаю, – с какой-то наивной торжественностью заключает Бык очередную свою “мысль”.

Все эти “мысли” напрямую обращены к маленьким зрителям, именно Бык – основной рассказчик. В то время, как Осел решает различные бытовые проблемы, в том числе и спасения собственной шкуры, Бык рефлексирует и готовится к совершению главного в своей жизни поступка.

Рождение младенца приводит его в состояние глубочайшего умиления, Бык: перестает есть. С каждой минутой он теряет силы, у него не хватает слов, чтобы выразить переживаемое им чувство, и отказ от еды для него – это духовный акт, единственно возможный жест, “послание” миру. На языке притчи это – и воспоминание о языческих жертвенных животных, и предвестье будущего рождественского поста.

Бык умирает, но в небе вспыхивает созвездие его имени:

Вот такой спектакль появился в репертуаре Камерного театра, и во многом благодаря точному и тонкому исполнению Михаилом Яковлевым роли Быка обрел свое особое звучание.

Пожалуй, последние три-четыре сезона стали для этого артиста особенно успешными: из исполнителя ролей второго плана он превратился в лидера труппы.

В гоголевских “Игроках” блестяще сыграл Утешительного. Происшествие, случившееся в одной “надувательской стране”, интересно режиссеру Сергею Федотову не своим социальным смыслом, а именно механизмом – как, что и почему. И потому зрители с неослабным вниманием следят за тем, как актеры со всею страстью проживают предписанные автором события. Утешительный Михаила Яковлева играет при этом ведущую партию. Этакий мошенник с невинной миной рубахи-парня, готового последнее отдать за ближнего своего…

В последней “взрослой” премьере театра – спектакле “Волки и овцы” по пьесе А. Островского, поставленном главным режиссером театра Викторией Мещаниновой, Михаил Яковлев сыграл Лыняева. В этом персонаже, одетом в летний парусиновый костюм и шляпу, а к груди прижимающем неизменный саквояж, чувствуется перекличка с сатирическими образами М. Зощенко и М. Булгакова.

А вот самой неожиданной ролью актера в родном театре стал Илья Ильич Обломов в спектакле, поставленном Владимиром Берзиным. На фестивале “Камерата” Михаил Яковлев был признан лучшим исполнителем мужской роли.

— В чем суть актерской работы? – спросила я моего героя.

— Актерская работа, – ответил Яковлев, – это необходимость втиснуться в чужой замысел. Репетиционный период уходит на то, чтобы забраться в фанерный каркас, придуманный автором, режиссером, художником: А потом я из этого фанерного каркаса выглядываю и начинаю двигаться, осваивать его, ведь эта фанера должна стать живой, как будто бы на мне вторая кожа.

А еще актер считает, что работа непременно должна приносить радость. Радость открытия, познания, преодоления:

 

 

Библиотека
Новости сайта
Получать информацию о театре

454091, Россия, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 15
  Челябинский государственный драматический
"Камерный театр"

kam_theatre@mail.ru
Касса театра: 8 (351) 263-30-35
Приёмная театра: 8 (351) 265-23-97
Начало вечерних спектаклей в 18.00

 Министерства культуры Челябинской области   Год российского киноМеждународный культурный портал Эксперимент  


 

Яндекс.Метрика