В Международный день театра то есть 27 марта, заслуженная артистка России Наталья Юрьевна Киселева, ведущая актриса Камерного театра, дает бенефис.
Творческая судьба этой актрисы, известной в городе под сценическим именем Наташа Жернакова, как впрочем, судьба всякого актера, содержит элемент трагизма. И заключется он в сиюминутности тетрального искусства, которое не оставляет после себя ни холстов, ни монументов, словом ничего материального… Есть лишь мгновения счастья в пребывании на сцене и… благодарные воспоминания зрителей.
Впервые я увидел Натааью Жернакову на сцене Челябинского ТЮЗа в спектакле неповторимого Виктора Шраймана «Необычайные приключения Буратино» в роли Бу-ратино. Необычайность режиссуры В. Шраймана состояла в подчеркнутой акцентрованнои театральности, граничащей порой с клоунадой. Но из этого блеска неистощимых выдумок, остроумных и смешных импровизаций складывалось вполне серьезное повествование о самых сложных сторонах человеческих отношений, что немаловажно для детской аудитории.
В роли Буратино актриса сумела точно вписаться в своеобразный режиссерский почерк. Ее герой был точь-в-точь как в сказке — беззаботным. озорным, дерзким человечком, но с чутким, добрым, отзывчивым сердцем. Трогательная открытость миру в больших, чистых, детских глазах, их и угловатая пластика (будто и впрямь из дерева) хрупкой маленькой фигурки, озорной звенящий голосок запечатлелись в памяти.
Вот это сочетание броской буффонады, гротеска с лиричностью, порой и драматизмом, станет на мой взгляд, определяющим в творчестве Наташи и будет потом использовано в разных работах режиссера Викторией Мещаниновой. В ТЮЗе Викторией Николаевной были поставлены три спектакля. В них Жернакова играла совершенно разные по характеру роли: учительница английского в «Подсвечнике Чаадаева», Зоя в «Пойти и не вернуться», Надька в «Роковой ошибке».
Главная удача В. Мещаниновой, как режиссера, и Н. Жернаковой, как актрисы, в этих спектаклях заключалась в точном ощущении времени и тонкой передаче нюансов психологического состояния персонажей. В спектакле « Пойти и не вернуться» (по повести В. Быкова) суровая война заполнила все пространство сцены. Причем атмосфера спектакля создавалась главным образом актерской игрой. Драматическая история любви и предательства воспринималась как всеобщая трагедия, переживаемая буквально каждым в зрительном зале. И в этом была заслуга актрисы, исполняющей роль юной Зоей. Еще более близкой и узнаваемой стала Надька из спектакля «Роковая ошибка». Пьеса М. Рощина о нравах, образе мыслей и стиле отношений современной молодежи раннеперестроечной эпохи была необычайно актуальна. Впервые на сцене откровенно говорилось о бездуховноети потерянности целого поколения и о причинах этого горького явления. Наталья Жернакова воплотила в своей роли всю обреченность молодежи, потерявшейся в хаосе современного мира. Ее бедная Надька с искаженными представлениями о добре и зле, о дозволенном и недозволенном, брошенная в младенчестве матерью, не понимаюшая ни своих порывов, ни сложности человеческих отношений, обречена на страдание и даже гибель. Несчастная сама, она вряд ли способна кому-то принести счастье.
В ТЮЗе Наталья Жернакова много играла в детских спектаклях: Жавотта в 'Золушке». Елена Премудрая в спектаклях Т. Махарадзе, Ружичка в «Глупом Гонзе« (реж. Ю. Калугин)... И совершенно новую грань ее творчества открыла работа в спектакле Е. Фа-левича «Под одной крышей», здесь она сыграла роль беззащитной, легко ранимой девушки, которая повторяет драматическую судьбу своей матери (Л. Барад) и бабушки
(А. Смолина), и впервые испытав любовь, страдает от разочарований и потерь, но надежд не теряет. В конце спектакля героиня Н. Жернаковой, надев наушники, слушает какую-то музыку, и на ее лице робкая, извиняющаяся улыбка. Она отгородилась от матери и бабушки, от их несбывшихся желании, от их несчастливой жизни. но ей жаль их и немного совестно: она еще где то надеется на лучшую участь для себя...
Думаю, что именно работа актрисы с Викторией Мещаниновой и Евгением Фалевичсм во многом определила ее , дальнейший выбор и переход в молодой Камерный театр. Сыгранные ею роли условно можно разделить на три плана: острохарактерные, драматические и роли детского репертуара. Совершенно неожиданно проявила она себя в спектакле В. Мещаниновой «Женитьба Бальзаминова» по пьесе А, Островского. Ее разухабистая сваха Красавина наделена поистине неземной энергией и необузданной фантазией, она непроходимо глупа, но при этом не сбывает своих интересов, и к тому же добродушна и кокетлива. Актриса что называется «купается в роли», то и дело взрывая смехом зрительный зал. который одновременно и сочувствует ее незадачливой героине. В водевиле -Зеленый остров» (режиссер В. Мещанинова) у Наташи роль Губернаторши — экстравагантно разряженной, жеманной «светской дамы», в сущности недалекой и нелепой. А сколько очарования и простодушного коварства под лицемерной маской беззащитности и наигранной наивности в другой ее героине в спектакле «Завтрак у предводителя» И. Тургенева (режиссер В. Мещанинова). Или забавный образ вечно простуженной, манерной, но все же трогательной в своем желании выдержать стиль и тон аристократки в «Пигмалионе» Б. Шоу (режиссер Георг Кёль).
Острохарактерность для Жернаковой никогда не была самоцелью, а лишь поводом для передачи очень серьезных и важных мыслей. Так, роль Анны Степановны в «Уроках музыки» Л. Петрушевской (режиссер Ю, Горин) сделана почти гротесково. Но в определенные моменты спектакля начинает звучать тема несчастной, загнанной серой повседневностью женщины, еще не утратившей ни женского обаяния и желания нравиться, ни добросердечности и участливости, хотя и проявляется все это весьма бестолково. Эта же тема, но в более яркой интерпретации, разрабатывается и в спектакле «Шерочка с машерочкой» (режиссеры Ю. Горин и В. Мещанинова).
Исследование женского характера, постижение всего спектра его переживаний в отсутствии любви и смерти предпринято актрисой в новом спектакле В. Мещаниновой «Прекрасное воскресенье для пикника».
Наверное для каждой актрисы неизбежен переход на так называемые «возрастные роли». Более того, такой переход необходим, ибо он знаменует новую ступень профессионального мастерства. У Натальи Жернаковой этот этап творчества был пройден легко и безболезненно, наверно, потому, что актриса одновременно и с равной легкостью существует в репертуаре в самых разных планах – от драмы до детских сказок. В спектаклях для детей мне особо запомнилась она в роли мышки Фружи с ее мгновенными превращениями то в прелестную розовую девочку-скромницу, то в развязную, но все же очаровательную озорницу, почти хулиганку. («Все мыши любят сыр». режиссер В. Дель).
В чудесном спектакле В. Мещаниновой «Приключения Тома Сойера» актриса предстала в роли ябедника Сида. Очень интересно наблюдать за этим Сидом. Сколько разнообразных интонаций в его знаменитом «я скажу тете Полли!» — от услужливо-льстивой, мстительно-язвительной до угрожающе-трусливой, плаксивой, торжествующей. В этом мальчике-зануде есть свое обаяние. Ему очень хочется быть взрослым «джентльменом», но так притягательны и мальчишеские забавы, и «ценности» вроде какого-нибудь шарика или дохлой крысы, а бедному Силу с его ограниченностью так нелегко сделать выбор, что его ябедничество скорее забавляет, чем возмущает.
...Вчера был Сид, а сегодня новая премьера и «возрастная» роль — Памела в спектакле «Дорогая Памела» Д. Патрика (режиссер Н. Черкасов, художник С. Александров). Как и объявляется ведущими спектакля актерами пьеса эта несерьезная, с вялой интригой, с нелепыми персонажами и схематичными характерами, поэтому и играть ее можно не иначе как фарс, даже как репетицию фарса. И вот в предполагаемом закулисье Камерного театра начинают играть (дурачиться?) актеры, изображая мелких жуликов, решившихся на кровавый разбой с целью «прикончить» старушку Памелу Кронки и завлвдеть ее страховкой. В роли Памелы неожиданно органично слились три обозначенные выше ипостаси актрисы – острохарактерность, драматизм и детская непосредственность.
Памела Натальи Жернаковой прежде всего очень добросердечный человек, прчем доброта ее всепонимающая и всепрощающая. Эта умная женщина прекрасно осознает цели своих новых «друзей», но не стремиться перехитрить их, а лишь принимает правила игры, и побеждает, конечно же, своей добротой. Бескорыстное стремление чем-то помочь, поддержать, приласкать не преступников, а сбившихся с пути людей, как считает Памела, будит уснувшую совесть ее «друзей». Актриса делает эту роль легко и азартно, естественно переходя от комического к трогательному, по-доброму нравоучительному.
Ангельская доброта старушки Памелы приправлена тонкими юмором. Актриса умело подчеркивает нелепые черточки в образе своей героини, тем самым приземляя ее, делая житейски достоверной. И тем убедительней становится она, когда с неожиданной твердостью сообщает о принятом ею решении покончить с собой, чтобы обеспечить своих «друзей» наследством и помочь им сохранить то хорошее, что в них еще осталось.
У Натальи Жернаковой в этом спектакле замечательные партнеры. Но все же солирует внем прежде всего ее прекрасная старушка Памела.
454091, Россия, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 15
Челябинский государственный драматический
"Камерный театр"
kam_theatre@mail.ru
Касса театра: 8 (351) 263-30-35
Приёмная театра: 8 (351) 265-23-97
Начало вечерних спектаклей в 18.00