Загребин С. "Зульфия Акчурина и Сергей Дзюба" // Театр мечты, Загребин С.С., 1997

«Выбрав свой путь, нельзя оста­навливаться на достигнутом. Нуж­но идти вперед, чтобы это было интересно для тебя и необходимо для других. Постоянный поиск, неуспокоенность и вера в свое дело».

3. АКЧУРИНА, С. ДЗЮБА

Восприятие искусства всегда субъективно. Личный опыт, мировоззрение, ценностные ориентиры, размышления и даже сиюминутные настроения - - не счесть тех факторов, что рлияют, а порой и определяют зрительское восприятие. Однако субъективное отношение к искусству не следует рас­ценивать как нечто негативное, поскольку природа творче­ства -- субъективна.

В театре искусство рождается из столкновения, а затем сотворчества субъективностей - Художника п Зрителя. Хорошо, когда возникает взаимопонимание, но если театр рождает чувства и мысли, не заложенные режиссером, авто­ром или актерами, то и это неплохо, даже интересно. Пото­му чго в этом случае искусство театра идет дальше - - от сотворчества к индивидуальному творчеству зрителя.

Возможно, и мое восприятие творческого и семейного дуэта Зульфии Акчуриной п Сергея Дзюбы в определенном смысле субъективно. Но мне представляется возможным вы­делить в творческой судьбе этих актеров некоторые ключе­вые темы, вольно или невольно проходящие через спектакли и роли...

Одним из значительных событий в истории Камерного театра был спектакль режиссера Юрия Горина по пьесе Л. Петрушевской «Уроки музыки». Зульфия Акчурина игра­ла роль Нины, девушки из бедной семьи, обделенной лю­бовью, но стремящейся к любви, жаждущей любви до само­забвения. Ради пусть призрачного, но обладания этим чув­ством Нина, не раздумывая, без сожалений ушла из родного дома и бросилась в каком-то ослеплении, как в омут голо­вой, в чужую семью. Никому здесь не нужная, презираемая, потерявшая даже право видеть мать, погасшая, подурнев-

шая, жипущая, как во сне — вот какой стала Нина, совсем недавно бывшая юной, веселой, яркой. Вес принесено в жертву во имя одного — любить и робко надеяться, что и тебя любят тоже. Но девические фантазии были жестко смя­ты реальностью беспросветной повседневности, той реаль­ностью, что так точно и жутко описана в каждой пьесе Л. Петрушевской.

Одним нз партнеров 3. Акчуриной в этом спектакле вы­ступал Сергей Дзюба. Он играл Иванова - - отчима Нины, недавно вышедшего из тюрьмы человека, исковерканного жизнью, жестокого и жалкого одновременно. Но и в нем жила жажда любви н сочувствия, по-своему им понимаемая. Череда горьких разочарований и потерь озлобили Иванова, произвели какой-то внутренний надлом, укоренили недоверие к людям, и настороженное ожидание подвоха и предатель­ства от всех и всякого. Столковения Нины и Иванова были непродожительны, но и в эти мгновения сквозь грубость, неверие, непонимание все же прорываются искорки настоя­щей теплоты - - искры, так и не превратившиеся во что-то большее, не сумевшие обогреть души этих людей, так нуж­давшихся в доброте... Эти темы - - жажда любви, понимания и крах этой на­дежды, заявленные в «Уроках музыки», нашли свою более подробную разработку в самом, пожалуй, загадочном спек­такле Камерного театра -- «Любовь до гроба» (пьеса Альдо Николаи в постановке режиссера Юрия Горина).

Насколько проста была внешняя интрига спектакля, на­столько таинственной представлялась его внутренняя жизнь. Сюжет спектакля вырисовывался достаточно просто: моло­дая женщина Эва (3. Акчурииа), не находя понимания у мужа (артист 30. Мешков), ищет утешении в заботе о дру­гом молодом человеке Бруно, ставшем ее любовником (Сергей Дзюба). Однако эта навязчивая любовь и забота настолько ему досаждают, что любовник и муж, объединив­шись, убивают несчастную женщину.

Но все же - - кто эти люди? Как нам, зрителям, отно­ситься к каждому в отдельности и ко всему происходящему? Размышления над этим вопросом приводят к анализу обра­зов, созданных Зульфией Акчуриной и Сергеем Дзюбой.

Героиня Акчуриной -- Эва, жаждет любви как таковой, любви всепоглощающей, страстной, испепеляющей. Для нее любить - - значит растворяться в любимом человеке, жить его жизнью, его интересами, заботами и, наконец, погло­тить его целиком своей безмерной любовью. В ответ на равнодушие муж, Эва переключается на любовника, опутывая его. оглушая своей неуемной любовью, ежесекундным внима­нием и шумными проявлениями чувств.

И туг происходит главный конфликт. Артист Сергей Дзю-ба каким-то роковым образом репродуцирует душевный из­лом своего прежнего героя - - Иванова из «Уроков музыки» в новом образе. Его новый персонаж — любовник -- не спо­собен воспринять, откликнуться на каскад любви, который обрушивает па него Эва. Слишком он замкнут, слишком скован комплексом недоверия к людям, неверия в искрен­ность и бескорыстность.

Безграничная любовь женщины воспринимается им как посягательство на его независимость и вызывает в нем внутренний протест, переросший в агрессию, и в конечном итоге приведший к убийству.

Столкновение крайностей, перерождение чувств были представлены в спектакле настолько зримо, почти натурали­стично в своих проявлениях, что оставляли гнетущее, тяже­лое чувство. Этот спектакль, этих людей не хотелось больше видеть...

Безусловной удачей в творческой судьбе 3. Акчуриной можно считать премьеру 1994 года - - спектакль режиссера Николая Черкасова «Милостивый государь, спешу...» по ро­ману Ф. Достоевского «Бедные люди». В этом спектакле 3. Акчурнна сыграла Вареньку Доброселову. Это было хруп­кое, почти безжизненное создание, в котором однако еще теплилась надежда на добро, па счастье, па любовь, несмот­ря па безысходность н угнетенность ее положения. Лишь заботы Макара Девушкина (актер Виктор Нагдасев) н его полные неловкой нежности письма постепенно отогревают душу бедной сироты и вызывают ее ответную заботу, пони­мание и... любовь -- лишь проклюнувшуюся, но тут же за­топтанную, погасшую при появлении господина Быкова (ак­тер Николай Седов)...

Сергей Дзюба играл в этом спектакле несколько ролей, рожденных фантазией режиссера. В одном эпизоде разыгры­валась сцена из гоголевской «Шинели», где С. Дзюба сы­грал Акакия Акакиевича. В этом небольшом фрагменте бы­ло столько потрясающей глубины, столько сострадания к своему персонажу, что казалось - - вся судьба несчастного прошла перед нашими глазами. Сергеем Дзюбой в Камерном театре было сыграно много ролей и главных, н эпизодических, в том числе и в детских спектаклях. Незабываем его сказочный и в то же время абсолютно реальный, живой Фсдор-кузисц - - герой сказки-лубка - - сильный, ловкий, веселый, умный и хитроватый добрый молодец. А его Гекльберри Финн - - сразу узнавае­мый, точно такой же, как в книге Марка Твена!

И в каждой его роли привлекала необычная актерская индивидуальность, утонченность восприятия мира, интелли­гентность, деликатность партнерства па сцене и, конечно, его, на мой взгляд, главная тема -- поиск природы надлома человеческой души, неверия в себя, в людей, во что-то свет­лое и доброе и в то же время неудержимое стремление к свету и добру...

Так получилось, что актер Сергей Дзюба сейчас сменил профессию, а, быть может, он просто стал играть в жизни другую роль... Дуэт 3. Акчуриной и С. Дзюбы теперь только семейный.

Надо подчеркнуть, что Зульфия Акчурина, как и Сергей Дзюба, была очень активно занята к репертуаре как взрос­лом, так и детском. Можно лишь упомянуть таинственную Элину Брукмайер («Прекрасное воскресенье для пикника»), нелепую Клару («Пигмалион»), хищную и какую-то инфер­нальную Горничную в «Игре», интеллигентную и немного чопорную Белую Мышку («Все мыши любят сыр»), очаро­вательную замарашку Бабу-Ягу («Сказ про то, как Федор-кузнец землю русскую от нечисти спасал»), забавно карта­вую Эмми Лоуренс («Том Сойер»),

Но всегда в ролях присутствовала индивидуальность ак­трисы и звучала тема поиска любви, утверждения себя че­рез любовь --та тема, что представляется нам доминирую­щей, пусть в разных вариациях, с большей или меньшей от­четливостью, но проявляющаяся в ролях 3. Акчуриной.

Ее новое воплощение — в роли Тани в спектакле «Жен­щины всегда смеются и танцуют». Пьеса Ольги Мухиной написана необычным, странным языком -- какими-то обрыв­ками фраз да и в характерах и отношениях персонажей пьесы много неясности, недосказанности. Поэтому так важ­на была в спектакле режиссерская трактовка событий, так необходимо точное актерское исполнение роли.

Кто-то сказал, что актер всегда играет одну роль. Навер­ное, это хорошо, но только тогда, когда актеру есть что ска­зать зрителю. В роли Тани Зульфия Акчурина словно субли­мирует те поиски образа, что были заявлены в прежних ролях. Ее Таня - прежде всего женщина, молодая, краси­вая, сдержанная и нервная, открытая и загадочная, уверен­ная в себе и растерянная одновременно. Актриса не уточ­няет возраст, профессию, взгляды на жизнь своей героини.

 

 

Она играет просто женщину. живущую любовью, любовью к

нужу, сыну, по п какой-то миг потерявшую взаимность сво­им чувствам. Быть может, это лишь ошибочное ощущение утраты взаимности, но итог все тот же -- страдание. Таня мечется в отчаянных попытках найти внутреннюю опору в себе, в других... и что-то происходит. Героиня 3. Акчуриной в финале обретает любовь, успокоение, стабильность и... мудрость. Ка>х это произошло?

Мы, зрители, видим лишь внешние отражения скрытых пружин человеческой души. Театр не дает прямых дидак­тических ответов. В этом загадка театра и его притягатель­ность.

Библиотека
Новости сайта
Получать информацию о театре

454091, Россия, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 15
  Челябинский государственный драматический
"Камерный театр"

kam_theatre@mail.ru
Касса театра: 8 (351) 263-30-35
Приёмная театра: 8 (351) 265-23-97
Начало вечерних спектаклей в 18.00

 Министерства культуры Челябинской области   Год российского киноМеждународный культурный портал Эксперимент  


 

Яндекс.Метрика