«Назначение искусства - - помогать людям полюбить жизнь», — писал Л. Н. Толстой. Полностью разделяю .мнение классика и целиком отношу его на счет театра... А Камерный театр — это для меня н Храм, и «дом, до гвоздика, роднон» н способ существования».
В. НАГДАСЕВ.
«Театр -- это потребность полнее постигать жиань, воссоздавая ее искусственно. И актеры, н зрители в театре проходят науку жизни. И эта наука тогда действенна, когда возникает сопереживание, сочувствие зала. Ведь театр - - искусство чувствования, умение чувствовать п понимать другого человека, то есть средство общения людей».
Творческому и семейному союзу ведущих актеров Челябинского государственного Камерного театра Виктора п Надежды Нагдасевых исполнилось двадцать лет. Это крепкая, дружная семья, необычайно трудолюбивая, стойко преодолевающая все невзгоды п в жизни, и в профессии, а главное -постоянно ищущая, наполненная стремлением к творчеству во всем и всегда.
Именно эта тяга к творчеству привела Витю Нагдасева сначала в театр-студню «Юность» (руководитель 3. Л. Александрова), а затем в Челябинское музыкальное училище в мастерскую народного артиста России Н. Ю. Орлова. Свою будущую жену Надю Виктор встретил на студенческих театральных подмостках Челябинского пединститута, где начинающий молодой актер и студентка естественно-географического факультета играли в спектакле самодеятельного театра. Семейная жизнь поначалу складывалась непросто. Надя работала учительницей в Сосновском районе, а Виктор -- в Челябинском драмтеатре. Но вскоре было получено приглашение в город Абакан, там создавался новый театр для детей. И молодая семья (с маленьким сыном) очутилась в Хакасии. Театра как такового еще не было, перестраивали для театра комбинат бытового обслуживания, п актеры работали на стройке: таскали кирпич, столярничали. Одновременно шли репетиции.
В 80-е годы Хакасским областным детским театром «Сказка» руководил Л. Г. Устинов. Этот режиссер смело сочетал новации и традиции русского театра, ставил яркие разноплановые спектакли. Виктор и Надежда были плотно заняты в репертуаре, и это было время настоящего творческого взлета. За десять лет (с 1979 по 1989) были сыграны сотни спектаклей, десятки ролей. Многие работы были отмечены особо. На международном фестивале болгарской кукольной драматургии «Золотой дельфин» в 1984 году в Варне спектакль «Куда ты, Жеребенок»? по пьесе Р. Московой получил сразу четыре награды, в том числе Виктор Нагдасев --за лучшее исполнение роли. Виктор в этом спектакле работал с куклой, оживляя ее не только механической, по п эмоциональной открытой игрой.
Одна из интереснейших работ В. Нагдасева в Абакане -главная роль в спектакле «Маугли» (реж. Л. Устинов). Это был очень сложный по форме и техническому исполнению спектакль. Актеры несколько месяцев занимались акробатикой в цирковой студии.
Блестящее владение собственным телом, необычное использование масок, а главное — потрясающая свонм психологизмом и самоотдачей игра снискали признание зрителей и официальной критики.
Практически во всех спектаклях Виктор и Надежда работали вместе, но им этого было недостаточно, и тогда на свет появлялись самостоятельные работы. На проводимом ВТО конкурсе одна из таких работ получила диплом. Это был спектакль «Любовь, исповедь и лохань» по мотивам средневековых французских фарсов. Надежда п Виктор сами делали декорации, ними костюмы, изготовляли кукол, сами писали инсценировку, режиссировали и играли вдвоем шестерых персонажей. Уже в Челябинске из этой работы возникает спектакль «Храбрый портняжка». Четыреста раз был сыгран этот спектакль!
Из многих самостоятельных работ наиболее значительным стал спектакль «Стих Марии Басовой» (по повести Б. Лавренева «Сорок первый»). На сцене были лишь раскинуты крылья парусов, переброшены канаты и всего два актера: Виктор в роли белогвардейского офицера Говорухи-Отрока п Надежда в роли красноармейки Марии Басовой. Нет, не классовая борьба была темой спектакля. То была романтически-светлая и трагическая история любви, история о людях, выбирающих и творящих свою судьбу, дерзнувших любить вопреки обстоятельствам. Спектакль был включен в репертуар театра, отмечен на краевом театральном конкурсе, о нем писала газета «Советская культура» и журнал «Театральная жизнь».
Постоянный творческий поиск привел Виктора Нагдасева нз детского театра в Хакасский областной театр драмы им.М. Ю. Лермонтова. И снова ведущие роли, отмеченные критикой, дипломами, зрительским успехом. Наиболее удачными были роль Артура в спектакле «Танго» Мрожека и роль Н. Бухарина в популярной тогда пьесе М. Шатрова «Брестский мир» (реж. С. Верхградский).
Жизнь семьи Нагдасевых была наполнена театром, разъездами на гастроли и конкурсы, воспитанием детей — Алексея и маленькой Анны, учебой. Виктор получает диплом актера театра и кино в Свердловском институте театрального искусства, Надежда заканчивает актерское отделение Абаканского музыкального училища. Напряженная, плодотворная работа в театре, самостоятельные проекты, признании критики, любовь зрителя, наконец, прекрасная квартира... Казалось бы, есть предпосылки успокоиться, расслабиться, почивать на лаврах и ждать обещанного звания... Но нет, какая-то неведомая сила не дает успокоиться, тормошит, устремляет на новый поиск. Сила эта - - творчество, бесконечное служение искусству, неуспокоенность. Только этим можно объяснить стремительный переезд в Челябинск, в никому не известный, только что создаваемый Евгением Фалевичем Камерный театр. Еще нет помещения, пет денег, ист репертуара. Все с нуля. Нет жилья, но есть актеры, среди них Виктор и Надежда Нагдассвы.
Первая роль Виктора Нагдасева в Челябинске - это ввод в уже сложившийся спектакль по пьесе Джона Мар-релла «Крик лангусты» (реж. П. Фалевич). Это история о великой французской актрисе Саре Бернар, рассказанная через воображаемые диалоги актрисы и ее секретаря Питу. Самым сложным было найти свое в чужой роли, мощно выстроенной режиссером. И В. Нагдасев смог. От спектакля к спектаклю его Питу все более и более проявлялся, приобретал неповторимую индивидуальность и выра;зптельность. В. Нагдасев создал образ интеллигентного, ранимого, хотя при этом несколько неловкого молодого мужчины, который в обществе талантливой женщины и актрисы учился благородству, пониманию жизни, тонкостям человеческих отношений. Неповторимая, виртуозная игра Людмилы Барад (Сара Бернар) и искренняя светлая работа Виктора Нагдасева слились ц изумительный дуэт. Первый спектакль Камерного театра стал художественным и эстетическим эталоном нового театра.
Евгений Фалевич старался очистить творимое им искус-сво от конъюнктурных наслоений, ставить спектакли о человеке и для человека. Наверное, все искания, размышления, надежды, разочарования Евгения Фалевеча сконцентрировались, воплотились в его последней (перед отъездом В Израиль) работе «Археология» по пьесе А. Шипеико. Чрезвычайно сложным был этот спектакль. Авангардная драматургия требовала нового необычного воплощения, поэтому так важна была главная роль Леши, сыгранная Нагдасевым. Его персонаж -- писатель, вызывает к жизни свои воспоминания, фантазии, персонажи своих /книг, наконец, своих друзей и недругов. В этом фантасмагоричиом действе реальность и сон, воспоминания и мечты складываются в сложную философскую экзистенциальную притчу о человеке, о художнике, о его месте в жизни, о его долге перед собой и ближним. В этом спектакле Надежда Нагдасева сыграла сразу две роли - - сначала роль Жены писателя, в последующих спектаклях - - роль Матери, полубезумной старухи, в которой была загадка, притягательность тайны.
С каждым новым спектаклем Камерный театр все настойчивее заявлял о себе. Вокруг театра сложился свой круг зрителей, появилось собственное помещение, театр обрел статус государственного. И практически во всех спектаклях Виктор и Надежда играют вместе, будь то драматический спектакль или сказка. Как легко и заразительно игралось мышиное семейство в спектакле-сказке «Все мыши любят сыр» (реж. В. Дель), Волк и Лягуха в «Считаем ?о пяти», зайцы и «Зайке-зазнайке» (реж. В. Мещанинова) п многих других.
Одной из наиболее интересных драматических работ заслуженного артиста России Виктора Нагдасева в Камерном театре стала роль Макара Девушкина в спектакле «Милостивый государь, спешу...» (реж. Н. Черкасов). Сколько нежности, страдания и сострадания, нерешительной, но глубокой любви, заложено в Макаре Виктора Нагдасева!
А как много изобретательности, фантазии мело драматизма в почти бессловесной роли Домового в спектакле «Уроки музыки» Л. Петрушевской (реж. В, Мещанинова). В этом спектакле занята вся семья Нагдасевых вместе с детьми.
Роль Грани Гавриловой одна из лучших у Надежды На-гдасевой, сумевшей создать образ замученной беспросветной жизнью советской женщины, п которой еще живы и любовь, и надежды, но в которой уже нет сил подняться... Недаром а одном телевизионном интервью известная столичная актриса В. Талызина так высоко оценила игру Надежды Нагдасе-вой, с 'которой встретилась па сцене Камерного театра в спектакле «Уроки музыки».
Каждой роли Надежды Нагдасевой свойственна некая недосказанность. Персонажи всегда немногословны, то что самое важное говорится не текстом роли, а игрой -
переживанием роли (от слова «пережить»). Такова ее фея Карабосса и «Зеленом острове» (рож. В. Мещанинова), кукольшица в «Войцеке» (реж. Г. Блашке), Софи Глюк в «Прекрасном воскресенье для пикника» (рсж. В. Мещанинова). Но, наверное, самой значительной ролью стала работа в спектакле «Шерочка с Машерочкой» (реж. Ю. Горин н В. Мещанинова), причем в первоначальном варианте; Когда и. Нагдасова потрясающе сыграла главную роль в первой части спектакля. Это была обиженная, униженная, забитая, опустошенная всей жизнью, беззащитная маленькая женщина, страдающая и одинокая. Поразительное проникновение в психологию этой несчастной, такой узнаваемой женщины, удивительно точные интонации, костюм...
И снова самостоятельные работы. Виктор и Надежда Нагдасевы близки к завершению -композиции по произведениям М. Зощенко. Виктор Нагдасев сделал моноспектакль по произведениям С. Есенина. Эта работа уже получила признание на I Всероссийском фестивале есенинской поэзии н Рязани, на театральном фестивале к Магнитогорске, фрагменты моноспектакля о Есенине прозвучали на вечере есенинской поэзии в центральном Доме актера в Москве. Сейчас эта работа вошла в репертуар Камерного театра.
Виктор н Надежда уже двадцать лет вместе. Они работают, творят искусство, созидают семью. Сын Алексей уже студент художественного училища, дочь Анна учится и музыкальной школе и детской театральной школе.
Я никогда не спрашиваю Надежду Алексеевну и Виктора Степановича о творческих планах, ведь это тайна, это надежда и боль любого актера. Но я как зритель имею планы. Я хотел бы снова увидеть Надежду в «Шерочке с Машерочкой», а Виктора в «Сирано де Бержераке».
...Я не знаю, как сложится дальнейший жизненный путь этих актеров, этой семьи. Хочу пожелать им лишь одного: чтобы смысл их имен определил их жизнь и чтобы Виктор и Надежда всегда были вместе.
454091, Россия, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 15
Челябинский государственный драматический
"Камерный театр"
kam_theatre@mail.ru
Касса театра: 8 (351) 263-30-35
Приёмная театра: 8 (351) 265-23-97
Начало вечерних спектаклей в 18.00