Загребин С. "Виктор и Надежда Нагдасевы" // Театр мечты, 1997, Загребин С.С.

«Назначение искусства - - помогать людям полюбить жизнь», — писал Л. Н. Толстой. Полностью разделяю .мнение классика и целиком отношу его на счет театра... А Камерный театр — это для меня н Храм, и «дом, до гвоздика, роднон» н способ существования».

В. НАГДАСЕВ.

«Театр -- это потребность полнее постигать жиань, воссоздавая ее искусственно. И актеры, н зрители в теат­ре проходят науку жизни. И эта наука тогда действенна, когда возникает сопереживание, сочувствие зала. Ведь театр - - искусство чувствования, умение чувствовать п понимать другого человека, то есть средство общения людей».

 

Творческому и семейному союзу ведущих актеров Челя­бинского государственного Камерного театра Виктора п На­дежды Нагдасевых исполнилось двадцать лет. Это крепкая, дружная семья, необычайно трудолюбивая, стойко преодоле­вающая все невзгоды п в жизни, и в профессии, а главное -постоянно ищущая, наполненная стремлением к творчеству во всем и всегда.

 

Именно эта тяга к творчеству привела Витю Нагдасева сначала в театр-студню «Юность» (руководитель 3. Л. Алек­сандрова), а затем в Челябинское музыкальное училище в мастерскую народного артиста России Н. Ю. Орлова. Свою будущую жену Надю Виктор встретил на студенческих те­атральных подмостках Челябинского пединститута, где на­чинающий молодой актер и студентка естественно-географи­ческого факультета играли в спектакле самодеятельного театра. Семейная жизнь поначалу складывалась непросто. Надя работала учительницей в Сосновском районе, а Вик­тор -- в Челябинском драмтеатре. Но вскоре было получено приглашение в город Абакан, там создавался новый театр для детей. И молодая семья (с маленьким сыном) очути­лась в Хакасии. Театра как такового еще не было, пере­страивали для театра комбинат бытового обслуживания, п актеры работали на стройке: таскали кирпич, столярничали. Одновременно шли репетиции.

В 80-е годы Хакасским областным детским театром «Сказка» руководил Л. Г. Устинов. Этот режиссер смело сочетал новации и традиции русского театра, ставил яркие разноплановые спектакли. Виктор и Надежда были плотно заняты в репертуаре, и это было время настоящего творческого взлета. За десять лет (с 1979 по 1989) были сыграны сотни спектаклей, десят­ки ролей. Многие работы были отмечены особо. На между­народном фестивале болгарской кукольной драматургии «Золотой дельфин» в 1984 году в Варне спектакль «Куда ты, Жеребенок»? по пьесе Р. Московой получил сразу четыре награды, в том числе Виктор Нагдасев --за лучшее испол­нение роли. Виктор в этом спектакле работал с куклой, оживляя ее не только механической, по п эмоциональной открытой игрой.

Одна из интереснейших работ В. Нагдасева в Абакане -главная роль в спектакле «Маугли» (реж. Л. Устинов). Это был очень сложный по форме и техническому исполнению спектакль. Актеры несколько месяцев занимались акробати­кой в цирковой студии.

Блестящее владение собственным телом, необычное ис­пользование масок, а главное — потрясающая свонм пси­хологизмом и самоотдачей игра снискали признание зрите­лей и официальной критики.

Практически во всех спектаклях Виктор и Надежда ра­ботали вместе, но им этого было недостаточно, и тогда на свет появлялись самостоятельные работы. На проводимом ВТО конкурсе одна из таких работ получила диплом. Это был спектакль «Любовь, исповедь и лохань» по мотивам средневековых французских фарсов. Надежда п Виктор са­ми делали декорации, ними костюмы, изготовляли кукол, сами писали инсценировку, режиссировали и играли вдвоем шестерых персонажей. Уже в Челябинске из этой работы возникает спектакль «Храбрый портняжка». Четыреста раз был сыгран этот спектакль!

Из многих самостоятельных работ наиболее значительным стал спектакль «Стих Марии Басовой» (по повести Б. Лав­ренева «Сорок первый»). На сцене были лишь раскинуты крылья парусов, переброшены канаты и всего два актера: Виктор в роли белогвардейского офицера Говорухи-Отрока п Надежда в роли красноармейки Марии Басовой. Нет, не классовая борьба была темой спектакля. То была романти­чески-светлая и трагическая история любви, история о лю­дях, выбирающих и творящих свою судьбу, дерзнувших лю­бить вопреки обстоятельствам. Спектакль был включен в репертуар театра, отмечен на краевом театральном конкур­се, о нем писала газета «Советская культура» и журнал «Театральная жизнь».

Постоянный творческий поиск привел Виктора Нагдасева нз детского театра в Хакасский областной театр драмы им.М. Ю. Лермонтова. И снова ведущие роли, отмеченные кри­тикой, дипломами, зрительским успехом. Наиболее удачными были роль Артура в спектакле «Танго» Мрожека и роль Н. Бухарина в популярной тогда пьесе М. Шатрова «Брест­ский мир» (реж. С. Верхградский).

Жизнь семьи Нагдасевых была наполнена театром, разъ­ездами на гастроли и конкурсы, воспитанием детей — Алек­сея и маленькой Анны, учебой. Виктор получает диплом актера театра и кино в Свердловском институте театраль­ного искусства, Надежда заканчивает актерское отделение Абаканского музыкального училища. Напряженная, плодо­творная работа в театре, самостоятельные проекты, призна­нии критики, любовь зрителя, наконец, прекрасная кварти­ра... Казалось бы, есть предпосылки успокоиться, рассла­биться, почивать на лаврах и ждать обещанного звания... Но нет, какая-то неведомая сила не дает успокоиться, тор­мошит, устремляет на новый поиск. Сила эта - - творчество, бесконечное служение искусству, неуспокоенность. Только этим можно объяснить стремительный переезд в Челябинск, в никому не известный, только что создаваемый Евгением Фалевичем Камерный театр. Еще нет помещения, пет денег, ист репертуара. Все с нуля. Нет жилья, но есть актеры, сре­ди них Виктор и Надежда Нагдассвы.

Первая роль Виктора Нагдасева в Челябинске - это ввод в уже сложившийся спектакль по пьесе Джона Мар-релла «Крик лангусты» (реж. П. Фалевич). Это история о великой французской актрисе Саре Бернар, рассказанная через воображаемые диалоги актрисы и ее секретаря Питу. Самым сложным было найти свое в чужой роли, мощно вы­строенной режиссером. И В. Нагдасев смог. От спектакля к спектаклю его Питу все более и более проявлялся, приобре­тал неповторимую индивидуальность и выра;зптельность. В. Нагдасев создал образ интеллигентного, ранимого, хотя при этом несколько неловкого молодого мужчины, который в обществе талантливой женщины и актрисы учился благо­родству, пониманию жизни, тонкостям человеческих отно­шений. Неповторимая, виртуозная игра Людмилы Барад (Сара Бернар) и искренняя светлая работа Виктора Нагда­сева слились ц изумительный дуэт. Первый спектакль Ка­мерного театра стал художественным и эстетическим этало­ном нового театра.

Евгений Фалевич старался очистить творимое им искус-сво от конъюнктурных наслоений, ставить спектакли о че­ловеке и для человека. Наверное, все искания, размышле­ния, надежды, разочарования Евгения Фалевеча сконцентрировались, воплотились в его последней (перед отъездом В Израиль) работе «Археология» по пьесе А. Шипеико. Чрез­вычайно сложным был этот спектакль. Авангардная драма­тургия требовала нового необычного воплощения, поэтому так важна была главная роль Леши, сыгранная Нагдасевым. Его персонаж -- писатель, вызывает к жизни свои воспоми­нания, фантазии, персонажи своих /книг, наконец, своих дру­зей и недругов. В этом фантасмагоричиом действе реаль­ность и сон, воспоминания и мечты складываются в сложную философскую экзистенциальную притчу о человеке, о худож­нике, о его месте в жизни, о его долге перед собой и ближ­ним. В этом спектакле Надежда Нагдасева сыграла сразу две роли - - сначала роль Жены писателя, в последующих спектаклях - - роль Матери, полубезумной старухи, в кото­рой была загадка, притягательность тайны.

С каждым новым спектаклем Камерный театр все на­стойчивее заявлял о себе. Вокруг театра сложился свой круг зрителей, появилось собственное помещение, театр обрел ста­тус государственного. И практически во всех спектаклях Виктор и Надежда играют вместе, будь то драматический спектакль или сказка. Как легко и заразительно игралось мышиное семейство в спектакле-сказке «Все мыши любят сыр» (реж. В. Дель), Волк и Лягуха в «Считаем пяти», зайцы и «Зайке-зазнайке» (реж. В. Мещанинова) п многих других.

Одной из наиболее интересных драматических работ за­служенного артиста России Виктора Нагдасева в Камерном театре стала роль Макара Девушкина в спектакле «Мило­стивый государь, спешу...» (реж. Н. Черкасов). Сколько нежности, страдания и сострадания, нерешительной, но глу­бокой любви, заложено в Макаре Виктора Нагдасева!

А как много изобретательности, фантазии мело драматизма в почти бессловесной роли Домового в спектакле «Уроки музыки» Л. Петрушевской (реж. В, Мещанинова). В этом спектакле занята вся семья Нагдасевых вместе с детьми.

Роль Грани Гавриловой одна из лучших у Надежды На-гдасевой, сумевшей создать образ замученной беспросветной жизнью советской женщины, п которой еще живы и любовь, и надежды, но в которой уже нет сил подняться... Недаром а одном телевизионном интервью известная столичная актри­са В. Талызина так высоко оценила игру Надежды Нагдасе-вой, с 'которой встретилась па сцене Камерного театра в спектакле «Уроки музыки».

Каждой роли Надежды Нагдасевой свойственна некая недосказанность. Персонажи всегда немногословны, то что самое важное говорится не текстом роли, а игрой -

переживанием роли (от слова «пережить»). Такова ее фея Карабосса и «Зеленом острове» (рож. В. Мещанинова), кукольшица в «Войцеке» (реж. Г. Блашке), Софи Глюк в «Прекрасном воскресенье для пикника» (рсж. В. Мещани­нова). Но, наверное, самой значительной ролью стала рабо­та в спектакле «Шерочка с Машерочкой» (реж. Ю. Горин н В. Мещанинова), причем в первоначальном варианте; Когда и. Нагдасова потрясающе сыграла главную роль в первой части спектакля. Это была обиженная, униженная, забитая, опустошенная всей жизнью, беззащитная маленькая женщи­на, страдающая и одинокая. Поразительное проникновение в психологию этой несчастной, такой узнаваемой женщины, удивительно точные интонации, костюм...

И снова самостоятельные работы. Виктор и Надежда Нагдасевы близки к завершению -композиции по произведе­ниям М. Зощенко. Виктор Нагдасев сделал моноспектакль по произведениям С. Есенина. Эта работа уже получила признание на I Всероссийском фестивале есенинской поэзии н Рязани, на театральном фестивале к Магнитогорске, фраг­менты моноспектакля о Есенине прозвучали на вечере есе­нинской поэзии в центральном Доме актера в Москве. Сей­час эта работа вошла в репертуар Камерного театра.

Виктор н Надежда уже двадцать лет вместе. Они рабо­тают, творят искусство, созидают семью. Сын Алексей уже студент художественного училища, дочь Анна учится и му­зыкальной школе и детской театральной школе.

Я никогда не спрашиваю Надежду Алексеевну и Виктора Степановича о творческих планах, ведь это тайна, это на­дежда и боль любого актера. Но я как зритель имею планы. Я хотел бы снова увидеть Надежду в «Шерочке с Машероч­кой», а Виктора в «Сирано де Бержераке».

...Я не знаю, как сложится дальнейший жизненный путь этих актеров, этой семьи. Хочу пожелать им лишь одного: чтобы смысл их имен определил их жизнь и чтобы Виктор и Надежда всегда были вместе.

Библиотека
Новости сайта
Получать информацию о театре

454091, Россия, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 15
  Челябинский государственный драматический
"Камерный театр"

kam_theatre@mail.ru
Касса театра: 8 (351) 263-30-35
Приёмная театра: 8 (351) 265-23-97
Начало вечерних спектаклей в 18.00

 Министерства культуры Челябинской области   Год российского киноМеждународный культурный портал Эксперимент  


 

Яндекс.Метрика