«Театр -- это увлечение и Удовольствие молодости. Увлечение должно быть осмысленным и перерасти в профессионализм».
Л, АБРАМОВ.
На традиционном фестивале «Камерата-96» Камерный театр представлял свою премьеру «Женщины всегда смеют-ся и танцуют» (режиссер И. Коняев), где в центральной мужской роли -- Андрей Абрамов.
Новая работа побудила по-новому взглянуть на этого актера, попытаться понять природу и направление его твор-чества, словом, идентифицировать актера в контексте его творчества, в контексте театра.
Наверное, главное качество Андрея Абрамова -- это спо-собность изменяться, способность профессионально расти с каждой новой работой. Думается, что источник этого -- от-ношение к профессии, когда с равной увлеченностью игра-ются и маленькие и большие роли. Именно увлеченностью запомнились роли Андрея Абрамова в ТЮЗе - - разповоз-растные школьники в спектаклях «Свидетель» (реж. О. Мас-ленкииа) и «Подсвечник Чаадаева» (реж. В. Мещанинова), запомнился его Кот Леопольд и спектакле И. Перепелкина. однако ТЮЗ стал лишь своеобразным трамплином, легко перенесшим А. Абрамова в молодой Камерный театр.
Именно здесь от роли к роли кристаллизовался талант, оттачивалось профессиональное мастерство. Попробуем и мы, перебирая театральные программки, проследить творчство актера Андрея Абрамова.
Первые роли в Камерном театре были сыграны в спек-аклях Е. Фалевича «Археология» и рок-сказке «Про то, как Федор-кузнец землю русскую от нечисти спасал». Первой крупной работой стала главная роль в спектакле В. Меща-ниновой «Женитьба Бальзаминова». Театральная фантазия с необычной трактовкой хрестоматийного текста А. Остров-кого, с героями, не похожими на привычные образы, вызы-вала полярные суждения в зрительном зале и в прессе. И, наверное, единственное, что сближало разноречивые отклики, была высокая оценка игры Андрея Абрамова. Его Бальзаминов с пластикой подростка, но мужицкими ухватками претензией на щегольство и изящество манер, вызывал и улыбку, и сочувствие, и всегда живой отклик зрительного зала. Необходимость существования в атмосфере игры, фантазии, ирреальности станет преследовать Л. Абрамова от роли к роли -- это и образ-фантом из спектакля «Игра» (режиссеры В. Дель и В. Мещанинова) и иные, пусть вполне реалистичные роли, одна'ко выводящие актера в запредельные сферы. Такой ролью, вершиной, с блеском взятой актером, явилась заглавная роль в спектакле немецкого режиссера Гарольда Блашке «Войцек» по пьесе Георга Бюхнера. Пьеса, выдержавшая достаточно много театральных и киноверсий во всем мире, задавала комплекс сложнейших художественных и психологических задач. Не говоря уже о пресловутой немецкой режиссуре, акцентировавшей актеров Камерного театра на скупость выразительных средств и строгость созданной режиссером формы.
Спектакль был построен как череда новелл о Войцеке — бедном, приниженном жизнью и обстоятельствами солдате, беспрестанно ищущем точку опоры в себе и в жизни. Войцек Андрея Абрамова потрясал с первых же сцен, и впечатление это лишь усиливалось от картины к картине, чтобы в финале взорваться катарсисом... В письмах Ван Гога мы находим фразу: «Человек может выдержать один раз, когда его унижают и оскорбляют в любви, в делах и планах. Но это не может повторяться!». У бедного Войцека все эти унижения и оскорбления повторялись ежедневно, ежечасно!
Андрей Абрамов играл эту роль на высочайших нотах трагизма, сочетая в характере Войцека и патологическое начало, и страдание живого, чувствующего человека, п опро-кинутость сознания внутрь себя, и судорожные, непрекра-щаемые поиски сути, истины жизни, точки опоры в самом себе, и мучительные стремления уяснить безумство ч жестокость окружающего мира... Угловатая пластика, бледное осунувшееся лицо, блуждающий невидящий взгляд, обращенный в неведомые сферы -- все было слито в живой неповторимый образ. И в итоге - - необъяснимые поступки Войцека стали обретать трагизм реальных мотиваций, непонятность образа - - ясность характера живого человека. И если в известном фильме Вернера Херцога Войцек в исполнении знаменитого Клауса Кински совершал убийство в результате психо-соматической трансформации личности, то Войцек Андрея Абрамова становится в финале спектакля прежде всего жертвой, человеком, обманутым жизнью, не нашедшим в этом мире даже проблеска справедливости, добродетели и правды. И кинжал Войцека-Абрамова убивал не только Марию (акт. Е. Рыжаикова), но и себя самого,
убивал остатки человеческого в человеке... Элитарный, в хорошем смысле этого слова, спектакль был сыгран лишь несколько раз...
В одном из своих интервью А. Абрамов говорил: «...В моей актерской природе уже есть что-то наработанное и для того, чтобы получить удовлетворение от новой роли, надо что-то из этого наработанного оставить, может быть, видоизменив, и внести какие-то другие краски, нюансы, а для этого надо досконально понять роль, вникнуть в материал, найти точные отношения с партнерами, и все это должно стать органичным, естественным, плотью и кровью рождающегося персонажа». В этом фрагменте фактически высказано творческое кредо актера, в контексте которого роли в спектаклях «Зеленый остров», «Завтрак у предводителя» (реж. В. Мещанинова), «Дорогая Памелла» (реж. В. Черкасов) воспринимаются как попытки уйти от выработанных стереотипов. Однако ни легковесный водевиль, ни злободневно-современное прочтение тургеневской пьесы, ни поверхностно разработанный фарс не давали такой возможности.
Выход на принципиально новый рубеж профессионализма произошел в работе над образами наиболее сложными для воплощения — образами современников. В таких работах актер остается один на один с самим собой, без прикрытия грима, костюма или ярких деталей пснхофизиоло-ского облика персонажей. Выявить, обобщить и главное -воплотить в художественной форме существеннейшие черты современного человека, в чем-то даже себя самого — задача чрезвычайной сложности.
«Уроки музыки» Камерного театра имели давнюю историю. Еще в 70-е годы этот спектакль был поставлен Романом Виктюком в Москве. И вот в 1993 году фактически возрожден московским режиссером Юрием Гориным. Стремительно меняющийся мир середины 90-х годов обгонял современность социальных параллелей пьесы Л. Петрушев-ской, н поэтому главным в спектакле стала не бытовая узнаваемость, но психологическая правда отношений и характеров. Герой Андрея Абрамова - - демобилизованный из армии Николай Козлов переживает в спектакле чудовищную трансформацию неплохого парня, пусть слабохарактерного и несколько поверхностного, в подлеца.
Заслуга А. Абрамова (как актера — в беспощадности к своему персонажу. Никаких оправданий - н абсолютная достоверность, даже жесткость актерской игры...
' Вечерний Челябинск. 1994, 1 ноября. Ш
Да, актер проявляется в ролях, и распознать талант можно именно через работу на сцене, особенно когда в спектакле переплетаются жанры и стили. Петербуржец Игорь Ко-нясв поставил в Камерном театре спектакль «Женщины всегда смеются и танцуют». Пьеса Ольги Мухиной своеобразна и имеет широкую амплитуду трактовки - - от «черну-хи» до экзистенциалистской фантасмагории. Режиссер Игорь Коняев делает то, что так нужно современному театру -ставит чистый, светлый спектакль о любви и верности, о поиске самого себя в себе и в другом, о течении времени, как туманом обволакивающим и связывающим поколения и судьбы... И все это и многое другое, невысказанное, соединилось в молодом мужчине со странной фамилией Охло-быстин, которого со свободой мастера играет Андрей Абрамов.
Будучи захваченным и сценическим действием, и игрой актеров, успеваешь заметить и полюбоваться этой абсолютной свободой, с которой ведет роль А. Абрамов. Он наслаждается самим процессом игры, пребывания на сцснх властью над зрительным залом и вместе с тем полностью оставаясь в образе, чувствуя партнера и точно ведя роль...
Несомненно, сегодня Андрей Абрамов - - безусловно талантливый, профессиональный, интересный актер в расцвете творчества. Очень хочется, чтобы этот этап стал самым длительным в судьбе актера.
454091, Россия, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 15
Челябинский государственный драматический
"Камерный театр"
kam_theatre@mail.ru
Касса театра: 8 (351) 263-30-35
Приёмная театра: 8 (351) 265-23-97
Начало вечерних спектаклей в 18.00