«Театр — это чудо. Величайшее отражение бесконечного
многообразия проявлений жизни человека, в познании ее сути и истины».
Е. ОЖИГАНОВА.
«Башмашник пришел», - - прошепелявил жующий рот, и перед нами предстала младенчески безмятежная и такая же пухлая девица в одеянии, напоминающем детскую распашонку. — Так на сцене Камерного театра дебютировала молодая актриса Елена Ожиганова в спектакле «Женитьба Бальзаминова».
Режиссер Виктория Мещанинова поставила пьесу А. Островского, как театральную фантазию, все персонажи которой реальны и фантастичны одновременно. Служанка ленивых и глуповатых барышень -- Химка, появляется как своеобразное олицетворение и глупости, и лени, и несуразности всего 'Происходящего. За несколько минутных выходов на сцену Елена Ожиганова успела заинтересовать публику и запомнилась, потому что очень необычна была ее речь и пластика. Трудно было найти точную характеристику ее персонажа - какое-то существо, похожее на человека нелепое, без мыслей, но невероятно обаятельное, смешное, органичное, как какое-то природное явление.
Острохарактерность актрисы особенно ярко проявилась в роли Клавдии в спектакле «Уроки музыки» по пьесе Л. Петрушевской (режиссер Юрий Горин). Актриса вела свою роль с большим художественным вкусом, с точным и тонким чувством меры и осторожно, незаметно для зрителя, преодолевая трудности, неизбежные в подобной роли, ведь героиня Ожнгановой почти все время была пьяна. Хмельная Клавдия, декларирующая циничные жизненные «принципы», отталкивающая своей развязностью, почти бесстыдством, вместе с тем вызывала сострадание и жалость.
Что у нее было хорошего в жизни? Что есть сейчас? Муж Клавдии - - бывший алкоголик, наверное, он и научил ее пить, а теперь больной, равнодушный, брезгливо презирающий жену, а ей так хочется быть любимой, заинтересовать собой. Для этого и яркое платье, и химическая завивка, и неумелый макияж, но напрасны ее старания.,, 70
В этой роли, в сущности, небольшом эпизоде, Елена Ожиганова сыграла всю невеселую судьбу определенного типа женщин, так сочувственно и точно выписанных в пьесах Людмилы Петрушевской. Молодая актриса сумела понять и прочувствовать драму изломанной жизни Клавдии, ее погубленной женственности -- такую же беду огромного количества женщин России, драму, мало изученную психологами и социологами.
Новая встреча с драматургией Л. Петрушевской состоялась в роли Соседки в спектакле «Я не могу любить, я «не умею...», однако эта роль воспринимается повторением пройденного, хотя сыграла достаточно точно и выразительно...
Приятно видеть, когда актеры преодолевают стереотип, часто навязанный им однотипными ролями и опасный тем, что ограничивает творческие возможности актера или актрисы. Совершенно неожиданной поэтому явилась работа Елены Ожигановой в спектакле «Женщины всегда смеются и танцуют» по пьесе О. Мухиной «Таня-Таня» (режиссер Игорь Коняев). В роли Зины есть элементы острохарактерности, но в целом Елена Ожиганова выступает здесь почти как лирическая героиня; почти - - потому, что сама пьеса необычна, ее трудно понять, если пользоваться шаблонами восприятия. Поэтому Елена Ожиганова играет свою роль на грани эксцентричности и глубокого, тонкого психологизма, играет блистательно...
Атмосфера спектакля «Женщины всегда смеются и танцуют» пронизана любовью. Все персонажи, кажется, излучают токи любви, так что даже частые сполохи какого-то сияния на вечернем небе, пугающие Зину, воспринимаются электрическими разрядами высокого напряжения любви. Любовь героев спектакля запутанная, неясная для них самих, но они охвачены ею, как эпидемией. Любовь мешает им жить, потому что она эгоистична, а значит, бесплодна.
Пожалуй, лишь любовь Зины самозабвенна. Милая, симпатичная, улыбчивая хлопотунья, заботами которой охотно пользуются все дачные гости, не благодаря ее и даже не замечая этого. А знаки внимания, а любовь достаются другим женщинам. «Вы слониха, Зина», - - нот такой комплимент слышит она от своего возлюбленного - - Василия Охлобыстина. Но Зина - - не «слониха», она очень женственна, с чутким, отзывчивым сердцем, и ее неловкие попытки кокетства не выглядят смешными - - так они естественны. Именно эта естественность, ка-к проявление искренности, бескорыстия натуры Зины, становится притягательной для Охлобыстина, хотя и не осознается им полностью. Именно в Зине ищет он покой, утешение в горьких разочарованиях и потерях. «Я люблю, когда все хорошо», - - говорит Зина в финале. За простыми словами кроется мировосприятие Зины, ее поиски главного в жизни и еще то, что сама Зина излучает вокруг себя: некое ощущение стабильности, источник которой -- в верности и любви. Возможно, именно этого ищут все персонажи спектакля. Более того, волей режиссера -- находят, но есть какая-то напряженность в их спокойствии и умиротворенности. Наверное, потому, что счастье всегда воспринимается человеком как возможность, мечта и очень редко как реальность, как осуществленная данность. Елена Ожигаиова умеет передать этот сиюминутный поиск счастья, радость данностью: «Я люблю, когда пластинка хорошая и музыка, люблю танцевать...».
Умение видеть радостное в жизни, умение любить без расчета, умение сохранить верность своей любви составляет основу созданного Еленой Ожигановой характера. Но главное в этой роли - - неоднозначность созданного образа: он не поддается точной идентификации, жестким определениям, потому что образ этот жииой, изменчивый, тем более, что его очень обогащает личность самой актрисы.
«...К чему этот сон, к чему»,.. - - тревожно произносит Зипа Е. Ожигановой, и слова эти звучат так глубоко, серьезно, что это воспринимается как вопрошение о смысле жизни, о месте человека в мире, среди людей: зачем мы живем?
Роль Зины сегодня одна из лучших у Елены Ожигановой. Эта роль -- и ступень на новый профессиональный уровень, и -- постоянный путь актрисы к совершенству...
В каждой своей роли Елена Ожиганова прослеживает женскую судьбу, формирует основную тему и образа, и его места в спектакле. Возможно, аналитичность восприятия привела Елену Ожигаиову в режиссуру, потому что закончив в 1991 году режиссерское отделение Челябинского института искусства и культуры, она сейчас зака-нчивает Высшую школу деятелей сценического искусства при Российской академии театрального искусства.
Новые роли, новые спектакли покажут нам новые стороны таланта Елены Ожигановой.
Но незаметно для нее самой благородная мечта об идеальной любви превратилась в какую-то навязчивую идею, надломившую внутренний мир, испортившую характер. Сумеет ли она примирить мечты с реальностью? Сумеет ли па почве нелюбви вырастить любовь? Первый шаг к этому Света уже сделала...
Актерский труд Ирина Галаева совмещает с не менее сложной работой - - она «ведет» спектакли. Это очень ответственно и трудно - - вести спектакль. Надо знать тексты всех ролей, все мизансцены, проследить, чтобы актеры не пропустили свой выход, создать во время спектакля за кулисами спокойную, деловую, творческую обстановку. Все это требует собранности, внимания, чуткости - - качеств, которыми обладает Ирина Галаева. Но главное для нее все-таки -- играть на сцене. И, конечно, самая лучшая роль еще впереди...
454091, Россия, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 15
Челябинский государственный драматический
"Камерный театр"
kam_theatre@mail.ru
Касса театра: 8 (351) 263-30-35
Приёмная театра: 8 (351) 265-23-97
Начало вечерних спектаклей в 18.00