Загребин С. "Елена Ожиганова" // Загребин С.С. "Театр мечты", 1997

«Театр — это чудо. Величай­шее отражение бесконечного

 мно­гообразия проявлений жизни че­ловека, в познании ее сути и ис­тины».

Е. ОЖИГАНОВА.

«Башмашник пришел», - - прошепелявил жующий рот, и перед нами предстала младенчески безмятежная и такая же пухлая девица в одеянии, напоминающем детскую распа­шонку. — Так на сцене Камерного театра дебютировала мо­лодая актриса Елена Ожиганова в спектакле «Женитьба Бальзаминова».

Режиссер Виктория Мещанинова поставила пьесу А. Ост­ровского, как театральную фантазию, все персонажи которой реальны и фантастичны одновременно. Служанка ленивых и глуповатых барышень -- Химка, появляется как своеоб­разное олицетворение и глупости, и лени, и несуразности всего 'Происходящего. За несколько минутных выходов на сцену Елена Ожиганова успела заинтересовать публику и запомнилась, потому что очень необычна была ее речь и пластика. Трудно было найти точную характеристику ее персонажа - какое-то существо, похожее на человека нелепое, без мыслей, но невероятно обаятельное, смешное, органичное, как какое-то природное явление.

Острохарактерность актрисы особенно ярко проявилась в роли Клавдии в спектакле «Уроки музыки» по пьесе Л. Петрушевской (режиссер Юрий Горин). Актриса вела свою роль с большим художественным вкусом, с точным и тонким чувством меры и осторожно, незаметно для зрителя, преодолевая трудности, неизбежные в подобной роли, ведь героиня Ожнгановой почти все время была пьяна. Хмельная Клавдия, декларирующая циничные жизненные «принципы», отталкивающая своей развязностью, почти бесстыдством, вместе с тем вызывала сострадание и жалость.

Что у нее было хорошего в жизни? Что есть сейчас? Муж Клавдии - - бывший алкоголик, наверное, он и научил ее пить, а теперь больной, равнодушный, брезгливо презираю­щий жену, а ей так хочется быть любимой, заинтересовать собой. Для этого и яркое платье, и химическая завивка, и неумелый макияж, но напрасны ее старания.,, 70

В этой роли, в сущности, небольшом эпизоде, Елена Ожиганова сыграла всю невеселую судьбу определенного типа женщин, так сочувственно и точно выписанных в пьесах Людмилы Петрушевской. Молодая актриса сумела понять и прочувствовать драму изломанной жизни Клавдии, ее по­губленной женственности -- такую же беду огромного коли­чества женщин России, драму, мало изученную психологами и социологами.

Новая встреча с драматургией Л. Петрушевской состоя­лась в роли Соседки в спектакле «Я не могу любить, я «не умею...», однако эта роль воспринимается повторением прой­денного, хотя сыграла достаточно точно и выразительно...

Приятно видеть, когда актеры преодолевают стереотип, часто навязанный им однотипными ролями и опасный тем, что ограничивает творческие возможности актера или актри­сы. Совершенно неожиданной поэтому явилась работа Елены Ожигановой в спектакле «Женщины всегда смеются и тан­цуют» по пьесе О. Мухиной «Таня-Таня» (режиссер Игорь Коняев). В роли Зины есть элементы острохарактерности, но в целом Елена Ожиганова выступает здесь почти как лирическая героиня; почти - - потому, что сама пьеса нео­бычна, ее трудно понять, если пользоваться шаблонами восприятия. Поэтому Елена Ожиганова играет свою роль на грани эксцентричности и глубокого, тонкого психологизма, играет блистательно...

Атмосфера спектакля «Женщины всегда смеются и тан­цуют» пронизана любовью. Все персонажи, кажется, излу­чают токи любви, так что даже частые сполохи какого-то сияния на вечернем небе, пугающие Зину, воспринимаются электрическими разрядами высокого напряжения любви. Любовь героев спектакля запутанная, неясная для них са­мих, но они охвачены ею, как эпидемией. Любовь мешает им жить, потому что она эгоистична, а значит, бесплодна.

Пожалуй, лишь любовь Зины самозабвенна. Милая, сим­патичная, улыбчивая хлопотунья, заботами которой охотно пользуются все дачные гости, не благодаря ее и даже не за­мечая этого. А знаки внимания, а любовь достаются другим женщинам. «Вы слониха, Зина», - - нот такой комплимент слышит она от своего возлюбленного - - Василия Охлобыстина. Но Зина - - не «слониха», она очень женственна, с чутким, отзывчивым сердцем, и ее неловкие попытки кокет­ства не выглядят смешными - - так они естественны. Именно эта естественность, ка-к проявление искренности, бескорыстия натуры Зины, становится притягательной для Охлобыстина, хотя и не осознается им полностью. Именно в Зине ищет он покой, утешение в горьких разочарованиях и потерях. «Я люблю, когда все хорошо», - - говорит Зина в финале. За простыми словами кроется мировосприятие Зины, ее поиски главного в жизни и еще то, что сама Зина излучает вокруг себя: некое ощущение стабильности, источ­ник которой -- в верности и любви. Возможно, именно этого ищут все персонажи спектакля. Более того, волей режиссе­ра -- находят, но есть какая-то напряженность в их спокой­ствии и умиротворенности. Наверное, потому, что счастье всегда воспринимается человеком как возможность, мечта и очень редко как реальность, как осуществленная данность. Елена Ожигаиова умеет передать этот сиюминутный поиск счастья, радость данностью: «Я люблю, когда пластинка хо­рошая и музыка, люблю танцевать...».

Умение видеть радостное в жизни, умение любить без расчета, умение сохранить верность своей любви составляет основу созданного Еленой Ожигановой характера. Но глав­ное в этой роли - - неоднозначность созданного образа: он не поддается точной идентификации, жестким определениям, потому что образ этот жииой, изменчивый, тем более, что его очень обогащает личность самой актрисы.

«...К чему этот сон, к чему»,.. - - тревожно произносит Зипа Е. Ожигановой, и слова эти звучат так глубоко, серь­езно, что это воспринимается как вопрошение о смысле жиз­ни, о месте человека в мире, среди людей: зачем мы живем?

Роль Зины сегодня одна из лучших у Елены Ожигановой. Эта роль -- и ступень на новый профессиональный уровень, и -- постоянный путь актрисы к совершенству...

В каждой своей роли Елена Ожиганова прослеживает женскую судьбу, формирует основную тему и образа, и его места в спектакле. Возможно, аналитичность восприятия привела Елену Ожигаиову в режиссуру, потому что закончив в 1991 году режиссерское отделение Челябинского института искусства и культуры, она сейчас зака-нчивает Высшую школу деятелей сценического искусства при Российской академии театрального искусства.

Новые роли, новые спектакли покажут нам новые сторо­ны таланта Елены Ожигановой.

Но незаметно для нее самой благородная мечта об иде­альной любви превратилась в какую-то навязчивую идею, надломившую внутренний мир, испортившую характер. Сумеет ли она примирить мечты с реальностью? Сумеет ли па почве нелюбви вырастить любовь? Первый шаг к этому Света уже сделала...

Актерский труд Ирина Галаева совмещает с не менее сложной работой - - она «ведет» спектакли. Это очень от­ветственно и трудно - - вести спектакль. Надо знать тексты всех ролей, все мизансцены, проследить, чтобы актеры не пропустили свой выход, создать во время спектакля за ку­лисами спокойную, деловую, творческую обстановку. Все это требует собранности, внимания, чуткости - - качеств, кото­рыми обладает Ирина Галаева. Но главное для нее все-таки -- играть на сцене. И, конечно, самая лучшая роль еще впереди...

454091, Россия, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 15
  Челябинский государственный драматический
"Камерный театр"

kam_theatre@mail.ru
Касса театра: 8 (351) 263-30-35
Приёмная театра: 8 (351) 265-23-97
Начало вечерних спектаклей в 18.00

 Министерства культуры Челябинской области   Год российского киноМеждународный культурный портал Эксперимент  


 

Яндекс.Метрика