Загребин С, "Олег Хапов" //Загребин С.С. "Театр мечты", 1997

Есть II искусстве театра какая-то притягательная сила, что влечет людей в театральные залы, а иных и на сцену. Артист Олег Хапов пришел о театр не сразу. Имея диплом технического вуза и работая в листопрокатном цехе ЧМЗ, он постигал основы актерской профессии в различных теат­ральных студиях и небольших театрах («Маска», «Ключъ») и даже танцевал в Театре танца.

Аналитический ум и глубокий интерес к театру побудили Олега Хапова заняться серьезной учебой, и в 1996 он закон­чил Челябинский госинститут искусства и культуры и по­ступил в ассистентуру (профессор В. А. Петров) по специ­альности театральная режиссура. Олега Хапова увлекает анализ наиболее важных составляющих театрального про­цесса: драматургической основы спектакля, режиссуры и актерской игры, технологии производства спектакля и зри­тельского восприятия.

В своей педагогической практике Олег Хапов стремится научить студентов всестороннему пониманию театра, при­вить им привычку анализировать свое место в театре, в спектакле и научить не просто лицедействовать, но целе­направленно действовать в спектакле. Педагогическую ра­боту Олег Хапов сочетает с разработкой авторских программ актерского тренинга.

Серьезные раздумья о природе творчества актера со­временного театра, практическая работа со студентами ока­зали свое влияние на формирование Хапова-актера. Будучи еще студентом института культуры, Олег Хапов начал рабо­тать в качестве актера в Иовом художественном театре. О двух его работах в этом театре хочется сказать особо. В спектакле «Иосиф и Надежда» (автор -- московская журна­листка Ольга Кучкина, режиссер - Александр Мордасов) Олег Хапов сыграл роль И. В. Сталина. В паше сегодняшнее быстротекущее время образ Сталина потерял тот жгучий интерес, что владел обществом в середине 80-х годов в пе­риод так называемой «перестройки».

Однако спектакль о взаимоотношениях И. Сталина и его жены Надежды Аллилуевой вышел за рамки исторического повествования и превратился в трагическую историю Муж­чины и Женщины, столкновения деспотизма и нежности, искренности и коварства. Конкретность отношений историче­ских персонажей выходила на уровень общечеловеческих обобщений. Режиссер-постановщик Александр Мордасов сознательно не зафиксировал внешнее сходство героев спек­такля с их прототипами. У Иосифа нет специфического гру­зинского акцепта и пышных усов — актер не стремился -к фотографической конкретности в создании образа.

Олег Хапов играл напряженную, болезненную в своей подозрительности личность, сложного, но в чем-то прими­тивного, внутренне очень одинокого человека. Его Сталин -это прежде всего тот Джугашвили, что был сыном сапож­ника, затем семинаристом, которого личная униженность и неуверенность в себе толкают в революцию. В ту среду, где цель оправдывает средства, где высшая идея требует не лич­ных нравственных затрат, а лишь беззаветного служения, где можно стать, а главное - ощутить себя вождем, воз­выситься над «простыми людьми». А это значит, что он име­ет право переступить через них и через свое человеческое естество тоже.

Нравственное падение проявляется прежде всего в отно­шениях с самыми близкими людьми, в спектакле - и отно­шениях Иосифа с женой Надеждой. Актриса Мария Петрова создала образ искренне любящей женщины, прошедшей путь от прелестной, юной, романтической и всепрощающей любви к трагическому пониманию крушения собственных надежд и идеалов.

Несмотря на трагизм и даже мрачность сюжета, атмос­фера спектакля прозрачна. Явь и сновидения переплетают­ся, вторгаются одно 1! другое, слипаются в единое повест­вование, переживание. И хотя горой спектакля вполне кон­кретны п осязаемы, они в то же время словно парят над реальностью, воспринимаются как воспоминание, как беспо­койные тени ушедших людей, а сцепы спектакля как фраг­менты угасающего сознания, его последние мгновения... Думается, эта форма спектакля Пыла единственно возмож­ной для столь сложного повествования. Замечательная актерская работа Олега Хапова вызывала смешанное чув­ство ужаса и опасности с восхищением мастерством актера.

Совершенно иная роль н по драматургии, и по характе­ру, и по системе актерского воплощения досталась Олегу Хапову в спектакле «Панночка» по пьесе Нины Садур в по­становке Риммы Щукиной. Глубокий философский спектакль повествует о глобальном столкновении Добра и Зла, о нрав­ственных основах противоборства злу, о жизни как источ­нике всего сущего, о Боге как основе мироздания, источнике блага, нравственной силы н счастья.

Главный герой спектакля Хома Брут (артист Е. Гель-фонд) проходит тяжкий путь познания Истины. Одного нз его своеобразных антиподов — Дороша — играет Олег Хапов. На первый взгляд, это вполне приземленная фигура - мо

лодой панский псарь, интересы которого ограничены житей­ским, будничным, сиюминутным. Но, наблюдая нравствен­ные потрясения Хомы, следы жуткой борьбы со злом, запе­чатленные в Хоме, Дорош неуловимо изменяется. Он тоже делает свой выбор, который выражается в неприятна зла.

Однако, охваченный страхом перед этим злом, не желая делиться добрым, отрекаясь от сопереживания, от участия, от помощи ближнему, Дорош начинает сам источать убий­ственный холод, сам становится пусть невольным, но соуча­стником зла. Актер внешне почти не меняется, лишь холо­деют глаза, черствеет голос, движения становятся сухими, негибкими, но внутренняя трансформация так очевидна, что остается только удивляться неуловимости момента творче­ства, дающего столь впечатляющий результат...

Отличительной чертой Олега Хапова является его умение вместе с выразительным внешним рисунком роли выявить точную ее тему, выстроить яркий характер. Это позволяет актеру подняться на уровень серьезных обобщений и созда­ет интересные перспективы для его дальнейшего творчества.

Сейчас Олег Хапов активно сотрудничает с Камерным театром. Пока это были вводы в спектакли детского репер­туара н роль в новогоднем представлении для детей в поста­новке Игоря Коняева (С.-Петербург). Здесь Хапов сыграл красавца Атлета, выполняющего сложные гимнастические трюки с такой энергией и артистизмом, что неизменно вызывал восторг детворы.

Олег Хапов безусловно талантливый актер, энергичный, пластичный, подвижный, а главное -- умный, хорошо созна­ющий свои цели, свое место и роль в спектакле.

Надеемся, что сотрудничество Олега Хапова (как актера н режиссера) с Камерным театром будет продолжаться.

Библиотека
Новости сайта
Получать информацию о театре

454091, Россия, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 15
  Челябинский государственный драматический
"Камерный театр"

kam_theatre@mail.ru
Касса театра: 8 (351) 263-30-35
Приёмная театра: 8 (351) 265-23-97
Начало вечерних спектаклей в 18.00

 Министерства культуры Челябинской области   Год российского киноМеждународный культурный портал Эксперимент  


 

Яндекс.Метрика