Есть II искусстве театра какая-то притягательная сила, что влечет людей в театральные залы, а иных и на сцену. Артист Олег Хапов пришел о театр не сразу. Имея диплом технического вуза и работая в листопрокатном цехе ЧМЗ, он постигал основы актерской профессии в различных театральных студиях и небольших театрах («Маска», «Ключъ») и даже танцевал в Театре танца.
Аналитический ум и глубокий интерес к театру побудили Олега Хапова заняться серьезной учебой, и в 1996 он закончил Челябинский госинститут искусства и культуры и поступил в ассистентуру (профессор В. А. Петров) по специальности театральная режиссура. Олега Хапова увлекает анализ наиболее важных составляющих театрального процесса: драматургической основы спектакля, режиссуры и актерской игры, технологии производства спектакля и зрительского восприятия.
В своей педагогической практике Олег Хапов стремится научить студентов всестороннему пониманию театра, привить им привычку анализировать свое место в театре, в спектакле и научить не просто лицедействовать, но целенаправленно действовать в спектакле. Педагогическую работу Олег Хапов сочетает с разработкой авторских программ актерского тренинга.
Серьезные раздумья о природе творчества актера современного театра, практическая работа со студентами оказали свое влияние на формирование Хапова-актера. Будучи еще студентом института культуры, Олег Хапов начал работать в качестве актера в Иовом художественном театре. О двух его работах в этом театре хочется сказать особо. В спектакле «Иосиф и Надежда» (автор -- московская журналистка Ольга Кучкина, режиссер - Александр Мордасов) Олег Хапов сыграл роль И. В. Сталина. В паше сегодняшнее быстротекущее время образ Сталина потерял тот жгучий интерес, что владел обществом в середине 80-х годов в период так называемой «перестройки».
Однако спектакль о взаимоотношениях И. Сталина и его жены Надежды Аллилуевой вышел за рамки исторического повествования и превратился в трагическую историю Мужчины и Женщины, столкновения деспотизма и нежности, искренности и коварства. Конкретность отношений исторических персонажей выходила на уровень общечеловеческих обобщений. Режиссер-постановщик Александр Мордасов сознательно не зафиксировал внешнее сходство героев спектакля с их прототипами. У Иосифа нет специфического грузинского акцепта и пышных усов — актер не стремился -к фотографической конкретности в создании образа.
Олег Хапов играл напряженную, болезненную в своей подозрительности личность, сложного, но в чем-то примитивного, внутренне очень одинокого человека. Его Сталин -это прежде всего тот Джугашвили, что был сыном сапожника, затем семинаристом, которого личная униженность и неуверенность в себе толкают в революцию. В ту среду, где цель оправдывает средства, где высшая идея требует не личных нравственных затрат, а лишь беззаветного служения, где можно стать, а главное - ощутить себя вождем, возвыситься над «простыми людьми». А это значит, что он имеет право переступить через них и через свое человеческое естество тоже.
Нравственное падение проявляется прежде всего в отношениях с самыми близкими людьми, в спектакле - и отношениях Иосифа с женой Надеждой. Актриса Мария Петрова создала образ искренне любящей женщины, прошедшей путь от прелестной, юной, романтической и всепрощающей любви к трагическому пониманию крушения собственных надежд и идеалов.
Несмотря на трагизм и даже мрачность сюжета, атмосфера спектакля прозрачна. Явь и сновидения переплетаются, вторгаются одно 1! другое, слипаются в единое повествование, переживание. И хотя горой спектакля вполне конкретны п осязаемы, они в то же время словно парят над реальностью, воспринимаются как воспоминание, как беспокойные тени ушедших людей, а сцепы спектакля как фрагменты угасающего сознания, его последние мгновения... Думается, эта форма спектакля Пыла единственно возможной для столь сложного повествования. Замечательная актерская работа Олега Хапова вызывала смешанное чувство ужаса и опасности с восхищением мастерством актера.
Совершенно иная роль н по драматургии, и по характеру, и по системе актерского воплощения досталась Олегу Хапову в спектакле «Панночка» по пьесе Нины Садур в постановке Риммы Щукиной. Глубокий философский спектакль повествует о глобальном столкновении Добра и Зла, о нравственных основах противоборства злу, о жизни как источнике всего сущего, о Боге как основе мироздания, источнике блага, нравственной силы н счастья.
Главный герой спектакля Хома Брут (артист Е. Гель-фонд) проходит тяжкий путь познания Истины. Одного нз его своеобразных антиподов — Дороша — играет Олег Хапов. На первый взгляд, это вполне приземленная фигура - мо
лодой панский псарь, интересы которого ограничены житейским, будничным, сиюминутным. Но, наблюдая нравственные потрясения Хомы, следы жуткой борьбы со злом, запечатленные в Хоме, Дорош неуловимо изменяется. Он тоже делает свой выбор, который выражается в неприятна зла.
Однако, охваченный страхом перед этим злом, не желая делиться добрым, отрекаясь от сопереживания, от участия, от помощи ближнему, Дорош начинает сам источать убийственный холод, сам становится пусть невольным, но соучастником зла. Актер внешне почти не меняется, лишь холодеют глаза, черствеет голос, движения становятся сухими, негибкими, но внутренняя трансформация так очевидна, что остается только удивляться неуловимости момента творчества, дающего столь впечатляющий результат...
Отличительной чертой Олега Хапова является его умение вместе с выразительным внешним рисунком роли выявить точную ее тему, выстроить яркий характер. Это позволяет актеру подняться на уровень серьезных обобщений и создает интересные перспективы для его дальнейшего творчества.
Сейчас Олег Хапов активно сотрудничает с Камерным театром. Пока это были вводы в спектакли детского репертуара н роль в новогоднем представлении для детей в постановке Игоря Коняева (С.-Петербург). Здесь Хапов сыграл красавца Атлета, выполняющего сложные гимнастические трюки с такой энергией и артистизмом, что неизменно вызывал восторг детворы.
Олег Хапов безусловно талантливый актер, энергичный, пластичный, подвижный, а главное -- умный, хорошо сознающий свои цели, свое место и роль в спектакле.
Надеемся, что сотрудничество Олега Хапова (как актера н режиссера) с Камерным театром будет продолжаться.
454091, Россия, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 15
Челябинский государственный драматический
"Камерный театр"
kam_theatre@mail.ru
Касса театра: 8 (351) 263-30-35
Приёмная театра: 8 (351) 265-23-97
Начало вечерних спектаклей в 18.00