«Театр -- это праздник со слезами на глазах».
В. Мещанинова
Творческий союз Камерного театра и Виктории Николаевны Мещаниновой был словно предопределен еще задолго до прихода сюда в .качестве главного режиссера. Сначала работа в Челябинском театре юных зрителей с актерами, вошедшими впоследствии в труппу Камерного театра, - годы преподавательской деятельности в Челябинском государственном институте культуры, где у нее учились будущие актеры Камерного театра А. Абрамов, Ю. Мсшкова О. Ожиганова и другие. Наверное, это близкое и глубокое знание актеров объясняет то взаимопонимание и творческое единение, озарившее начало Камерного театра, давшее ему свое лицо. «Я люблю театр, у которого есть собственное выражение лица. Его надо искать», - эти слова Мещаниновой осуществлялись и работе.
Среди спектаклей, поставленных В. Мещаниновой в ТЮЗе хочется выделить три: «Пойти и не вернуться», «Роковая ошибка» и «Подъезд». Особенностью спектаклей являлись точная режиссерская выветренность и слаженность сценографии, психологического рисунка каждой роли и всего спектакля в целом. «Пойти и не вернуться» (В. Быков)
Спектакль был выдержан в строгом, суровом стиле. Война ощущалась без внешних эффектом, но какой-то внутренней напряженностью, нависшей угнетенностью, как будто сковывающей души людей. И потому такой светлой была и воспринималась зрителем любовь девушки-партизанки Зоси. Ее душевная сила была способна противостоять злу, разрушению, смятению). Этот необычный поэтический спектакль необъяснимым образом давал почувствовать ужас военного времени, постоянную опасность для жизни и неимоверную трудность оставаться человеком в бесчеловечной обстановке войны.
Спектакли «Роковая ошибка» и «Подъезд», поставленные
Мещаниновой в середине 80-х годов, очень точно передавали атмосферу того времен», создавали яркие образы молодого поколения, тех, кто стал сегодня или «новыми русскими», или «бомжами». Эмоциональное нравственное и даже социальное расслоение поколения впервые так сильно и определенно возникло на театральной сцене Челябинска. Эти спектакли воспринимались как откровение, поэтому пользовались таким успехом у зрителей. «Счастье, когда спектакль попадает в зрителя. Это происходит тогда, когда спектакль про нас, про наше время. Тогда спектакль востребован, нужен, тогда это тот спектакль, который ждет зритель», — эти слова Виктории Мещаниновой очень верны.
Спектакли «Подсвечник Чаадаева», «Пойти и не вернуться», «Роковая ошибка», «Подъезд» составляют некий этап п творчестве режиссера В. Мещаниновой. Человек, личность и бесконечной цепи отношений с другими людьми, обществом, временем, с самим собой... И постоянная проверка на прочность, на стойкость собственного «я», па верность принципам, идеалам, чувствам... Эти темы о разной степени преломлялись в каждом спектакле В. Мещаниновой той поры.
После ТЮЗа была небольшая пауза, а затем к 1991 году В.Н.Мещанинова приходит в Камерный театр как главный режиссер. После отъезда Евгения Фалевича из Челябинска театр остался в положении критическом. Кто-то должен был взвалить на свои плечи невероятный груз забот о театре, не имевшем даже своего помещения. Необходимо было формировать репертуар, утверждать театр в культурном пространстве города, решая при этом массу насущных проблем. Все это добровольно приняла на себя Виктория Мещанинова С ее приходом в Камерный театр здесь начинает складываться свой стиль режиссуры, и творческих поисков театра. С одной стороны, Камерный театр стал продолжать традиции, заложенные Е. Фалевичем, а именно - - последовательное неприятие сиюминутной социальной и художественно-эстетической конъюнктуры, с другой стороны, - - стал утверждаться принцип «авторского театра». И эта тенденция берет свое начало прежде всего в творчестве Виктории Мещаниновой. Наверное, следует оговориться, что мы понимаем под «авторским театром». Прежде всего это четко выраженное личностное начало режиссера в интерпретации пьесы, образов и, наконец, самой концепции театра.
В режиссерских работах Виктории Мещаниновой в Камерном театре особое место занимает форма спектакля, поэтому не случайно в программках спектаклей обязательно присутствует ремарка - «театральная фантазия», «банальный роман с антрактом», «провинциальный романс». При этом форма, стиль спектакля не есть самоцель, но лишь необходимое средство авторской интерпретации драматургической основы. Для В. Мещаниновой важно не только разгадать тайну авторской мысли, но еще интереснее прочитать, что заложено между строк, а главное -- найти действенный эквивалент собственным фантазиям, рожденным первоисточником. Викторию Мещанинову не устраивает информация, лежащая на поверхности, пьеса становится поводом для собственных раздумий, для создания своего театра.
Путь этот невероятно сложный и рискованный. Итог может одарить радостным открытием или оглушить неожиданным неприятием и зрителями, и коллегами.
Показателен пример со спектаклем «Женитьба Бальзаминова» по пьесе А. Н. Островского. Известная всем история была трансформирована Викторией Мещаниновой в театральную фантазию, где реальность вдруг оборачивалась сном, где мысли и образы становились живыми людьми н наоборот. Весь спектакль был наполнен придуманными самой В. Мещаниновой, но такими естественными и необходимыми эпизодами и персонажами, которые произносили текст пьесы, вкладывая в него собственный смысл. И зрители становились свидетелями рождения театра, изобретения импровизаций будто только сейчас, на их глазах.
Примечательно, что столь ярко выраженная авторская режиссура не искажала, не ломала главной идеи пьесы, декларируемой уже многие десятилетия во множестве российских театров. Напротив, такая смелая трактовка открывала в пьесе новые, ранее не замеченные планы. О самом спектакле можно говорить достаточно долго - - столько было и нем выдумки, забавных парадоксов, режиссерских находок, актерских открытий. Однако реакция публики оказалась неоднозначной - от восторга до недоумения.
И причина этого, думается, лежит именно в личностном : начале режиссуры Виктории Мещаниновой. Когда зритель входит в задаваемый ею ритм, когда начинает жить в ее мире, тогда и возникает единение публики и сцены, тогда и в театре сотворчество зрителя и актера. Но это происходит не всегда. Вероятно, причина непонимания в том, то режиссер углубляется в себя полностью, и образный мир становится подчеркнуто субъективным и, как следствие. не воспринимается «простым зрителем». Вот тогда спектакль становится «элитарным» и по достоинству ноценнвается разве что профессиональными театральными критиками. По мнению самой Виктории Мещаниновой, «искусство театра - элитарное. Потому, чтобы его понимать, то эстетику, язык, стиль, зритель сам должен обладать эстетической культурой. Но чем сложнее театральный язык,
тем он менее понятен. Где баланс между потворством публике и сохранением зрительского интереса, я не знаю...». Виктория Мещанинова - режиссер с широким творческим диапазоном, это видно из ее спектаклей для детей, которые обладают принципиально иной стилистикой. Стремление «обнаружить свою историю, но из мира автора», 'по словам В. М., приводит к удивительным результатам. «Люблю логику закономерных неожиданностей». - - говорит Виктория Николаевна. Вот такой неожиданной, но характерно!! чертой детских спектаклей В. Мещаниновой является их серьезность при внешней занимательности и необыкновенная атмосфера легкой ностальгии по детству. Детские персонажи спектакля словно играют во взрослых, а взрослые будто вспоминают свои детские игры, детские впечатления... «Том Сойер», «Фокусы кота Мага» -- невероятно лиричны. И это смешение границ детства и взрослости делает спектакли интересными, близкими, понятными, любимыми и детям, и их родителям...
Виктория Мещанинова как художник и как главный режиссер театра обладает очень цепным и важным качеством: она стремится не замыкать своих актеров на себе, а дает им возможность работать с принципиально различными режиссерами. Она не боится неизбежной творческой конкуренции. Так и репертуаре театра появились спектакли: Юрия Горина (г.Москва) «Уроки музыки»; «Игра» В. Деля (г. Челябинск), «Милостивый государь, спешу...» и «Влюбленное облако» Н. Черкасова (г. Саратов), режиссеров из Германии Гараль-дя Блашке «Войцек» и Георга Келя «Пигмалион», режиссера из С.-Петербурга Игоря Коняева «Женщины всегда смеются и танцуют» и другие...
Разумеется, Виктория Мещанинова - живой человек, эмоциональный художник. И вполне естественно, что периоды единодушной творческой жизни в театре омрачаются временами взаимным непониманием, недоверием. Но возможно ли освободиться от них, обойти острые углы в творческих взаимоотношениях? Думается, что нет, ведь идиллия может незаметно обратиться в самоуспокоенность, апатию, равнодушие, разрушительное самодовольство. А этого в Камерном театре нет, потому что творческая инициатива всегда находит поддержку у Виктории Мещаниновой. Так, дипломный спектакль Михаила Яковлева по пьесам Л. Петрушевской был взят в репертуар театра, как и самостоятельная работа актера Павла Петрова «Танго над пропастью», а самостоятельная работа актера В. Нагдасева - моноспектакль по стихам С. Есенина, получивший диплом I Всероссийского фестиваля есенинской поэзии. Все эти спектакли не похожи не похожи на другие, но В. Мещанинову привлекает многожанровый театр. Виктория Мещанинова, осмысленно понимая задачи театра н своего места в нем, уверенно владея профессией режиссера, все же не удовлетворена сделанным, хотя отдает все. Виктория Николаевна как-то назвала театр домом где разбиваются сердца и рождаются заново, скупым рыцарем, который много требует, но мало дает. Безусловно, творческий процесс не только радостный, но и мучительный, более всего - - таинственный. Разгадывание загадок автора, реализация его идеи, переведение ее на язык театра, реализация себя, создание своего стиля...
И снова бесконечный поиск. Через восторги, разочарования, непонимания, успех... На этом пути нет и не может быть точки...
454091, Россия, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 15
Челябинский государственный драматический
"Камерный театр"
kam_theatre@mail.ru
Касса театра: 8 (351) 263-30-35
Приёмная театра: 8 (351) 265-23-97
Начало вечерних спектаклей в 18.00