Загребин С. "Главный режиссер театра ВИКТОРИЯ МЕЩАНИНОВА" \\Челябинск,"Театр мечты" 1997,

«Театр -- это праздник со сле­зами на глазах».

В. Мещанинова

 

 

Творческий союз Камерного театра и Виктории Николаевны Мещаниновой был словно предопределен еще задолго до прихода сюда в .качестве главного режиссера. Сначала работа в Челябинском театре юных зрителей с акте­рами, вошедшими впоследствии в труппу Камерного театра, - годы преподавательской деятельности в Челябинском государственном институте культуры, где у нее учились будущие актеры Камерного театра А. Абрамов, Ю. Мсшкова О. Ожиганова и другие. Наверное, это близкое и глубокое знание актеров объясняет то взаимопонимание и творческое единение, озарившее начало Камерного театра, давшее ему свое лицо. «Я люблю театр, у которого есть собственное выражение лица. Его надо искать», -    эти слова Мещаниновой осуществлялись и работе.

 

Среди спектаклей,   поставленных   В. Мещаниновой   в ТЮЗе хочется выделить три: «Пойти и не вернуться», «Роковая ошибка» и «Подъезд». Особенностью спектаклей являлись точная   режиссерская   выветренность и слаженность сценографии, психологического рисунка каждой роли и всего спектакля в целом. «Пойти и не вернуться» (В. Быков)

Спектакль был выдержан в строгом, суровом стиле. Война ощущалась без внешних эффектом, но какой-то внутренней напряженностью, нависшей угнетенностью, как будто сковывающей души людей. И потому такой светлой была и воспринималась зрителем любовь девушки-партизанки Зоси. Ее душевная сила была способна противостоять злу, разрушению, смятению).   Этот необычный поэтический спектакль необъяснимым образом давал почувствовать ужас военного времени, постоянную опасность для жизни и неимоверную трудность оставаться человеком в бесчеловечной обстановке войны.

   Спектакли «Роковая ошибка» и «Подъезд», поставленные

Мещаниновой в середине 80-х годов, очень точно передавали атмосферу того времен», создавали яркие образы молодого поколения, тех, кто стал сегодня или «новыми русскими», или «бомжами». Эмоциональное нравственное и да­же социальное расслоение поколения впервые так сильно и определенно возникло на театральной сцене Челябинска. Эти спектакли воспринимались как откровение, поэтому пользовались таким успехом у зрителей. «Счастье, когда спектакль попадает в зрителя. Это происходит тогда, когда спектакль про нас, про наше время. Тогда спектакль востре­бован, нужен, тогда это тот спектакль, который ждет зри­тель», — эти слова Виктории Мещаниновой очень верны.

Спектакли «Подсвечник Чаадаева», «Пойти и не вернуть­ся», «Роковая ошибка», «Подъезд» составляют некий этап п творчестве режиссера В. Мещаниновой. Человек, личность и бесконечной цепи отношений с другими людьми, общест­вом, временем, с самим собой... И постоянная проверка на прочность, на стойкость собственного «я», па верность прин­ципам, идеалам, чувствам... Эти темы о разной степени пре­ломлялись в каждом спектакле В. Мещаниновой той поры.

После ТЮЗа была небольшая пауза, а затем к 1991 году В.Н.Мещанинова приходит в Камерный театр как главный режиссер. После отъезда Евгения Фалевича из Челябинска театр остался в положении критическом. Кто-то должен был взвалить на свои плечи невероятный груз забот о теат­ре, не имевшем даже своего помещения. Необходимо было формировать репертуар, утверждать театр в культурном пространстве города, решая при этом массу насущных про­блем. Все это добровольно приняла на себя Виктория Мещанинова С ее приходом в Камерный театр здесь начинает складываться свой стиль режиссуры, и творческих поисков театра. С одной стороны, Камерный театр стал продолжать традиции, заложенные Е. Фалевичем, а именно - - последо­вательное неприятие сиюминутной социальной и художест­венно-эстетической конъюнктуры, с другой стороны, - - стал утверждаться принцип «авторского театра». И эта тенденция берет свое начало прежде всего в творчестве Виктории Ме­щаниновой. Наверное, следует оговориться, что мы понимаем под «авторским театром». Прежде всего это четко выражен­ное личностное начало режиссера в интерпретации пьесы, образов и, наконец, самой концепции театра.

В режиссерских работах Виктории Мещаниновой в Ка­мерном театре особое место занимает форма спектакля, по­этому не случайно в программках спектаклей обязательно присутствует ремарка - «театральная фантазия», «баналь­ный роман с антрактом», «провинциальный романс». При этом форма, стиль спектакля не есть самоцель, но лишь не­обходимое средство авторской интерпретации драматургической основы. Для В. Мещаниновой важно не только разгадать тайну авторской мысли, но еще интереснее прочитать, что заложено между строк, а главное -- найти действен­ный эквивалент собственным фантазиям, рожденным первоисточником. Викторию Мещанинову не устраивает информация, лежащая на поверхности, пьеса становится поводом для собственных   раздумий,   для создания   своего театра.

Путь этот невероятно сложный и рискованный. Итог может одарить радостным открытием или оглушить неожиданным неприятием и зрителями, и коллегами.

Показателен пример со спектаклем «Женитьба Бальзаминова» по пьесе А. Н. Островского. Известная всем история была трансформирована Викторией Мещаниновой в теат­ральную фантазию, где реальность вдруг оборачивалась сном, где мысли и образы становились живыми людьми н наоборот. Весь спектакль был наполнен придуманными са­мой В. Мещаниновой, но такими естественными и необходи­мыми эпизодами и персонажами, которые произносили текст пьесы, вкладывая в него собственный смысл. И зрители становились свидетелями рождения театра, изобретения импро­визаций будто только сейчас, на их глазах.

Примечательно, что столь ярко выраженная авторская режиссура не искажала, не ломала главной идеи пьесы, де­кларируемой уже многие десятилетия во множестве российских театров. Напротив, такая смелая трактовка открывала в пьесе новые, ранее не замеченные планы. О самом спек­такле можно говорить достаточно долго - - столько было и нем выдумки, забавных парадоксов, режиссерских находок, актерских открытий. Однако реакция публики оказалась неоднозначной - от восторга до недоумения.

И причина этого, думается, лежит именно в личностном : начале режиссуры Виктории Мещаниновой. Когда зритель входит в задаваемый ею ритм, когда начинает жить в ее мире, тогда и возникает единение публики и сцены, тогда и в театре сотворчество зрителя и актера. Но это происходит не всегда. Вероятно, причина непонимания в том, то режиссер углубляется в себя полностью, и образный мир становится   подчеркнуто   субъективным и, как следствие. не воспринимается «простым зрителем». Вот тогда спектакль   становится «элитарным»   и по достоинству ноценнвается разве что профессиональными театральными критиками. По мнению самой Виктории Мещаниновой, «ис­кусство театра - элитарное. Потому, чтобы его понимать, то эстетику, язык, стиль,   зритель сам   должен обладать эстетической культурой. Но чем сложнее театральный язык,

тем он менее понятен. Где баланс между потворством пуб­лике и сохранением зрительского интереса, я не знаю...». Виктория Мещанинова - режиссер с широким творче­ским диапазоном, это видно из ее спектаклей для детей, которые обладают принципиально иной стилистикой. Стрем­ление «обнаружить свою историю, но из мира автора», 'по словам В. М., приводит к удивительным результатам. «Люб­лю логику закономерных неожиданностей». - - говорит Вик­тория Николаевна. Вот такой неожиданной, но характерно!! чертой детских спектаклей В. Мещаниновой является их серьезность при внешней занимательности и необыкновенная атмосфера легкой ностальгии по детству. Детские персонажи спектакля словно играют во взрослых, а взрослые будто вспоминают свои детские игры, детские впечатления... «Том Сойер», «Фокусы кота Мага» -- невероятно лиричны. И это смешение границ детства и взрослости делает спектакли интересными, близкими, понятными, любимыми и детям, и их родителям...

Виктория Мещанинова как художник и как главный ре­жиссер театра обладает очень цепным и важным качеством: она стремится не замыкать своих актеров на себе, а дает им возможность работать с принципиально различными режис­серами. Она не боится неизбежной творческой конкуренции. Так и репертуаре театра появились спектакли: Юрия Горина (г.Москва) «Уроки музыки»; «Игра» В. Деля (г. Челябинск), «Милостивый государь, спешу...» и «Влюбленное облако» Н. Черкасова (г. Саратов), режиссеров из Германии Гараль-дя Блашке «Войцек» и Георга Келя «Пигмалион», режиссера из С.-Петербурга Игоря Коняева «Женщины всегда смеются и танцуют» и другие...

Разумеется, Виктория Мещанинова - живой человек, эмоциональный художник. И вполне естественно, что периоды единодушной творческой жизни в театре омрачаются вре­менами взаимным непониманием, недоверием. Но возможно ли освободиться от них, обойти острые углы в творческих взаимоотношениях? Думается, что нет, ведь идиллия может незаметно обратиться в самоуспокоенность, апатию, равно­душие, разрушительное самодовольство. А этого в Камерном театре нет, потому что творческая инициатива всегда нахо­дит поддержку у Виктории Мещаниновой. Так, дипломный спектакль Михаила Яковлева по пьесам Л. Петрушевской был взят в репертуар театра, как и самостоятельная работа актера Павла Петрова «Танго над пропастью», а самостоя­тельная работа актера В. Нагдасева - моноспектакль по стихам С. Есенина,   получивший диплом I Всероссийского фестиваля есенинской поэзии. Все эти спектакли не похожи не похожи на другие, но В.   Мещанинову привлекает многожанровый театр. Виктория Мещанинова, осмысленно понимая задачи театра н своего места в нем, уверенно владея профессией режиссера, все же не удовлетворена сделанным, хотя отдает все. Виктория Николаевна как-то назвала театр домом  где разбиваются сердца и рождаются заново, скупым рыцарем, который много требует, но мало дает.   Безусловно, творческий процесс не только радостный, но и мучительный,  более всего - - таинственный. Разгадывание загадок авто­ра, реализация его идеи,   переведение ее на язык театра, реализация себя, создание своего стиля...

И снова бесконечный поиск. Через восторги, разочарова­ния, непонимания, успех... На этом пути нет и не может быть точки...

Библиотека
Новости сайта
Получать информацию о театре

454091, Россия, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 15
  Челябинский государственный драматический
"Камерный театр"

kam_theatre@mail.ru
Касса театра: 8 (351) 263-30-35
Приёмная театра: 8 (351) 265-23-97
Начало вечерних спектаклей в 18.00

 Министерства культуры Челябинской области   Год российского киноМеждународный культурный портал Эксперимент  


 

Яндекс.Метрика