Загребин С. "Художник по свету ВЛАДИМИР ПЕТРОВ" \\Челябинск "Театр мечты", 1997

«Как в сне, в иллюзиях

искусства я живу,

А свет в природе нахожу.

Приятно мне в иллюзиях

летать,

А просыпаться страшно,,.».

В, ПЕТРОВ.

В искусстве театра важно все, все его составные, но обыч­но внимание зрителя направлено на игру актеров, режиссер­ский замысел или особенности пьесы. Более внимательный зритель оценивает музыкальное оформление спектакля и его сценографию. Но очень часто в стороне от зрительского вни­мания остается один из важнейших элементов сценического искусства -- световое оформление спектакля.

В Камерном театре над световым решением почти всех спектаклей работает замечательный художник по свету Владимир Георгиевич Петров. Умение не только сочинить световую партитуру спектакля, но и подчинить световую ап­паратуру вкусу и интуиции художника удалось не вдруг. Владимир Петров, выросший в театральной семье в городе Кургане, сразу после школы пришел в Курганский драмати­ческий театр и, учась в театральной студии, работал в осве­тительном цехе, пройдя все ступени профессионального роста от старшего осветителя до художника по свету. Обретению мастерства способствовали постоянные контакты с театрами Новосибирска, Омска, Красноярска, Уфы, Екатеринбурга. Девять лет сотрудничал В. Петров с Челябинским акаде­мическим драматическим театром.

Знакомство В. Петрова с Камерным театром началось с работы над спектаклем «Археология» (пьеса А. Шипснко. режиссер Евгений Фалевич). Минимальными техническими средствами удалось создать особую световую среду спек­такля, где реальность растворялась в фантазии, где живые люди напоминали призраков, а фантомы оживали и втор­гались в обыденную жизнь. Режиссерский замысел Е. Фале-вича воплотился в световом решении спектакля с немень­шей силой, чем в сценографии и актерской игре...

Световое оформление спектакля, слаженная работа осве­тителей и их аппаратуры может способствовать успеху спекли испортить впечатление от пего. Поэтому художник Петров, работая и тесном содружестве режиссером и художником спектакля, ищет каждый раз новое решение в зависимости от режиссерского замысла,  видения каждого   образа и   всего спектакля   в целом. Примером гармоничного сотворчества режиссера, сценографа по свету может служить спектакль «Милостивый   государь, спешу...» - театральная фантазия по роману, Ф. Достоевского «Бедные люди», поставленная режиссером Николаем Черкасовым и художником Сергеем Алек­сандровым.

Все внимание Николая Черкасова как режиссера было сосредоточено на духовном общении героев спектакля Ма­кара Девушкина и Варвары Доброселовой. Их беспросветная, тяжелая жизнь, полная труда, лишений, унижений и оскорблений, была украшена, одухотворена возвышенной, преданной любовью, человечностью, взаимной заботой и вниманием. Эта чистота чувств, эта духовность подчеркивалась художником спектакля   Сергеем Александровым,   который отказался от бытовых деталей сценического оформления, конкретной материальности.

Вся сцена окутана легкими занавесами - они как ту­ман, как сон... Реальность лишь намечена графичностью

сна в центре сцены. Поэтому в этом спектакле был так ва-

сен свет. С его помощью Владимир Петров чудесно преоб­ражал сцену: калейдоскопом воспоминаний о детстве сыпался свет, алел бархатом театральных лож, или вдруг стано­вился мертвенно холодным, жестко очерчивая распростертую фигуру больной девушки. А во время удивительного монолога Вареньки об озере В. Петров расцвечивает всю сцену золотым светом осени, и мы, словно зачарованные, много видим и желто-красные листья деревьев, и темно-синее небо, и холодное озеро, и пар от воды над ним и невольно погружаемся в этот поэтический мир воспоминаний Вареньке, о лучших днях ее жизни.

Каждая сцена в спектакле «Милостивый государь, спешу...» неповторима по световому решению. Свет здесь сродни  музыке - - так образен, поэтичен его язык, как поэтичен язык всего спектакля,   игра актеров, режиссура и сценография. После таких цельных, гармоничных спектаклей снова и снова удивляешься чуду театра. Так трогательно, грустно красиво поведали здесь о «маленьких людях», что утеши­тельные мысли о вечных ценностях — доброте, любви, столь необходимых в любую эпоху, в любой социальной среде, примиряют с трудностями жизни...

   Владимир Петров всегда точно понимает замысел режис­сера и умело трансформирует его средствами света. И если в спектакле по прозе Ф. Достоевского свет поэтичен, то в спектакле по пьесам Л. Петрушевской свет принципиально иной. Михаил Яковлев и Виктория Мещанинова объединили две пьесы «Лестничная клетка» и «Любовь» в один спек­такль «Я не могу любить, я не умею...». Его жанр был оп­ределен авторами постановки как «житейский балаганчик», потому что спектакль, показывая беспросветную, трудную, порою отвратительную повседневность, относится к этому с некоторой долей иронии. Эти задачи, достаточно сложные и для режиссерского и для актерского воплощения, были удачно решены В. Петровым в световом оформлении спек­такля.

...Здесь все приметы неуютного быта - тусклые отсветы грохочущей кабины лифта, холодное мерцание телевизион­ного экрана, свет от люстры в тесной комнате коммунальной квартиры. И здесь же -- светлые лучи фантазии, в которых движутся придуманные герои - - Незнакомца и Музыкант с саксофоном — они и отражение реальных персонажей спек­такля и их же надежд на чудесное явление идеала и мечты.

Хочется привести еще одни пример, как, используя не­большие технические возможности и тою фантазию и ост­роумие, художник по свету добивается неожиданного эф­фекта. В новогоднем спектакле «Все бегут, летят и скачут» усилия режиссера И. Коняева и художницы Ольги Герр бы­ли сосредоточены на создании необычного театрально-цир­кового представления. Владимир Петров сумел с помощью света усилить и разукрасить это ощущение веселой сума­тохи, движения, беззаботности и праздничности, какие всегда царят в Новый год и » театре, и в цирке, и в настроении людей.

Каждый спектакль В. Г. Петрова заслуживает отдельно­го анализа, но лучше просто придти в театр и увидеть все собственными глазами, тем более что В. Петров сотрудни­чает с другими театрами города -с Челябинским академи­ческим театром драмы, с Театром для детей и молодежи, с Театром оперы и балета, с кукольным театром. И всегда его спектакли запоминаются...

Библиотека
Новости сайта
Получать информацию о театре

454091, Россия, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 15
  Челябинский государственный драматический
"Камерный театр"

kam_theatre@mail.ru
Касса театра: 8 (351) 263-30-35
Приёмная театра: 8 (351) 265-23-97
Начало вечерних спектаклей в 18.00

 Министерства культуры Челябинской области   Год российского киноМеждународный культурный портал Эксперимент  


 

Яндекс.Метрика