«Как в сне, в иллюзиях
искусства я живу,
А свет в природе нахожу.
Приятно мне в иллюзиях
летать,
А просыпаться страшно,,.».
В, ПЕТРОВ.
В искусстве театра важно все, все его составные, но обычно внимание зрителя направлено на игру актеров, режиссерский замысел или особенности пьесы. Более внимательный зритель оценивает музыкальное оформление спектакля и его сценографию. Но очень часто в стороне от зрительского внимания остается один из важнейших элементов сценического искусства -- световое оформление спектакля.
В Камерном театре над световым решением почти всех спектаклей работает замечательный художник по свету Владимир Георгиевич Петров. Умение не только сочинить световую партитуру спектакля, но и подчинить световую аппаратуру вкусу и интуиции художника удалось не вдруг. Владимир Петров, выросший в театральной семье в городе Кургане, сразу после школы пришел в Курганский драматический театр и, учась в театральной студии, работал в осветительном цехе, пройдя все ступени профессионального роста от старшего осветителя до художника по свету. Обретению мастерства способствовали постоянные контакты с театрами Новосибирска, Омска, Красноярска, Уфы, Екатеринбурга. Девять лет сотрудничал В. Петров с Челябинским академическим драматическим театром.
Знакомство В. Петрова с Камерным театром началось с работы над спектаклем «Археология» (пьеса А. Шипснко. режиссер Евгений Фалевич). Минимальными техническими средствами удалось создать особую световую среду спектакля, где реальность растворялась в фантазии, где живые люди напоминали призраков, а фантомы оживали и вторгались в обыденную жизнь. Режиссерский замысел Е. Фале-вича воплотился в световом решении спектакля с неменьшей силой, чем в сценографии и актерской игре...
Световое оформление спектакля, слаженная работа осветителей и их аппаратуры может способствовать успеху спекли испортить впечатление от пего. Поэтому художник Петров, работая и тесном содружестве режиссером и художником спектакля, ищет каждый раз новое решение в зависимости от режиссерского замысла, видения каждого образа и всего спектакля в целом. Примером гармоничного сотворчества режиссера, сценографа по свету может служить спектакль «Милостивый государь, спешу...» - театральная фантазия по роману, Ф. Достоевского «Бедные люди», поставленная режиссером Николаем Черкасовым и художником Сергеем Александровым.
Все внимание Николая Черкасова как режиссера было сосредоточено на духовном общении героев спектакля Макара Девушкина и Варвары Доброселовой. Их беспросветная, тяжелая жизнь, полная труда, лишений, унижений и оскорблений, была украшена, одухотворена возвышенной, преданной любовью, человечностью, взаимной заботой и вниманием. Эта чистота чувств, эта духовность подчеркивалась художником спектакля Сергеем Александровым, который отказался от бытовых деталей сценического оформления, конкретной материальности.
Вся сцена окутана легкими занавесами - они как туман, как сон... Реальность лишь намечена графичностью
сна в центре сцены. Поэтому в этом спектакле был так ва-
сен свет. С его помощью Владимир Петров чудесно преображал сцену: калейдоскопом воспоминаний о детстве сыпался свет, алел бархатом театральных лож, или вдруг становился мертвенно холодным, жестко очерчивая распростертую фигуру больной девушки. А во время удивительного монолога Вареньки об озере В. Петров расцвечивает всю сцену золотым светом осени, и мы, словно зачарованные, много видим и желто-красные листья деревьев, и темно-синее небо, и холодное озеро, и пар от воды над ним и невольно погружаемся в этот поэтический мир воспоминаний Вареньке, о лучших днях ее жизни.
Каждая сцена в спектакле «Милостивый государь, спешу...» неповторима по световому решению. Свет здесь сродни музыке - - так образен, поэтичен его язык, как поэтичен язык всего спектакля, игра актеров, режиссура и сценография. После таких цельных, гармоничных спектаклей снова и снова удивляешься чуду театра. Так трогательно, грустно красиво поведали здесь о «маленьких людях», что утешительные мысли о вечных ценностях — доброте, любви, столь необходимых в любую эпоху, в любой социальной среде, примиряют с трудностями жизни...
Владимир Петров всегда точно понимает замысел режиссера и умело трансформирует его средствами света. И если в спектакле по прозе Ф. Достоевского свет поэтичен, то в спектакле по пьесам Л. Петрушевской свет принципиально иной. Михаил Яковлев и Виктория Мещанинова объединили две пьесы «Лестничная клетка» и «Любовь» в один спектакль «Я не могу любить, я не умею...». Его жанр был определен авторами постановки как «житейский балаганчик», потому что спектакль, показывая беспросветную, трудную, порою отвратительную повседневность, относится к этому с некоторой долей иронии. Эти задачи, достаточно сложные и для режиссерского и для актерского воплощения, были удачно решены В. Петровым в световом оформлении спектакля.
...Здесь все приметы неуютного быта - тусклые отсветы грохочущей кабины лифта, холодное мерцание телевизионного экрана, свет от люстры в тесной комнате коммунальной квартиры. И здесь же -- светлые лучи фантазии, в которых движутся придуманные герои - - Незнакомца и Музыкант с саксофоном — они и отражение реальных персонажей спектакля и их же надежд на чудесное явление идеала и мечты.
Хочется привести еще одни пример, как, используя небольшие технические возможности и тою фантазию и остроумие, художник по свету добивается неожиданного эффекта. В новогоднем спектакле «Все бегут, летят и скачут» усилия режиссера И. Коняева и художницы Ольги Герр были сосредоточены на создании необычного театрально-циркового представления. Владимир Петров сумел с помощью света усилить и разукрасить это ощущение веселой суматохи, движения, беззаботности и праздничности, какие всегда царят в Новый год и » театре, и в цирке, и в настроении людей.
Каждый спектакль В. Г. Петрова заслуживает отдельного анализа, но лучше просто придти в театр и увидеть все собственными глазами, тем более что В. Петров сотрудничает с другими театрами города -с Челябинским академическим театром драмы, с Театром для детей и молодежи, с Театром оперы и балета, с кукольным театром. И всегда его спектакли запоминаются...
454091, Россия, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 15
Челябинский государственный драматический
"Камерный театр"
kam_theatre@mail.ru
Касса театра: 8 (351) 263-30-35
Приёмная театра: 8 (351) 265-23-97
Начало вечерних спектаклей в 18.00