«Танец — это безудержная страсть актера, сдерживаемая ритмом движения».
В. ПАНФЕРОВ.
В театральном кругу города Челябинска имя Виктора Панферова всем хорошо известно. Заведующий кафедрой хореографии Челябинского института искусства и культуры, профессор, проработавший в институте почти тридцать лет, и многие годы - в театрах города в качестве хореографа, режиссера по пластике, Виктор Иванович Панферов по-прежнему увлеченно и плодотворно работает. Его сотрудничество с Камерным театром началось с приходом в театр режиссера Виктории Мещаниновой.
Творчество В. Мещаниновой всегда отличал постоянный режиссерский поиск, в том числе в области пластической разработки спектакля. В Камерном театре совершенной новацией стал спектакль «Женитьба Бальзаминова». Известная пьеса А. Островского была интерпретирована как театральная фантазия, где сон и явь меняются местами, переплетаются, становятся какой-то повой реальностью. Здесь-то и появились новые необычные персонажи - олицетворение мечты Бальзаминова о любви, о счастье - два голубка –две маленькие балерины. Они жили своей особой жизнью, наполненной чувствами и эмоциями, но жизнь эта была изложена в танце - своеобразная пластическая метафора.
Пластические .номера были поставлены Виктором Панферовым так изобретательно, так органично вплетались в ткань сценического действия, что без них трудно было представить спектакль - настолько они были забавны, остроумны и даже необходимы, как авторские ремарки к пьесе пли примечания в тексте...
Следует отметить, что Виктор Панферов выступает в театре в двух ролях - как режиссер по пластике и как хореограф. Задача режиссера по пластике, по словам В. Панферова, состоит в подготовке (в соавторстве с режиссером) пластической партитуры всего спектакля и каждой роли. Как хореограф В. Панферов стремится научить драматического актера музыкальной выразительности движений, чтобы движение помогало раскрытию сценического образа, исходя
из задач всего спектакля. Сюда входит и работа со сценическим костюмом - умение носить костюм, через костюм передавать тонкости пластики - словом, способствовать более точному воплощению авторского замысла.
При этом задача хореографа, как считает В. Панферов,
Состоит в умении остаться незамеченным, то есть так «по
Ставить» движение, чтобы оно органично соответствовало
роли, спектаклю в целом, было точным и естественным и не
воспринималось специально придуманным и заученным.
Но иногда танец становится неотъемлемой частью спектакля, тогда хореографу приходится разрабатывать балетные партии.
Так. в спектакле «Зеленый остров», поставленном по мотивам водевиля Ф. Кони, В. Мещанинова сознательно вводила «жнвую музыку» и большие хореографические фрагменты. Весь спектакль наполнен танцами танцуют драматические актеры, танцует и специально созданная при Камерном театре танцевальная группа. Заслуга В. Панферова в этой работе состоит в том, что он сумел научить драматических актеров профессиональному танцу, а актеров танцевальной группы - элементам драматического действия. В результате этого хореографические сцены в спектакле стали не только органической частью спектакля, но и смотрелись как законченные хореографические миниатюры. Особенно выделялся поставленный Панферовым хореографический дивертисмент на пасторальную тему...
Следует подчеркнуть, что танцевальная группа в Камер-
театре была новинкой -- в других драматических театрах
города такого не было. В танцевальную группу в разное
время входили студенты н выпускники Челябинского инсти-
тута культуры: Юрий Черных, Оля Сабура, Влада Ивина,
Юля Петрова. Неля Сулейманова, Мария Севастьянова,
Оксана Лапшина, Мария Плескач, Андрей Зыков.
Кроме участия в спектаклях театра, танцевальная группа выступала со специальными номерами в фойе, в антрактах, это особенно интересно проявилось как дополнение к спектаклю «Пигмалион» (режиссер Г. Кель). Перед началом спектакля балерины в 'костюмах цветочниц, смешавшись с гуляющей в фойе публикой, предлагали «купить цветочки», и в антракте эти же девушки, но уже в бальных платьях, юные и прекрасные, вальсировали в холле театра. Это преображение, грациозные танцы, каждый со своим маленьким сюжетом, воспринимались зрителями как пластическое эхо спектакля...
Драматические актеры Камерного театра проявили себя способными учениками. В. Панферов отмечает, что с ними легко работать, потому что они молоды, подвижны, охотно выполняют предложенные задачи и все замечательно танцуют. К примеру, в спектакле «Том Сойер» (режиссер В. Мещанинова) действующие лица двигаются так легко и свободно, что спектакль в целом воспринимается как музыка, столько в нем стройности, гармонии, непринужденности переходов драматического действия в танец и наоборот. В этом спектакле каждый актер играет несколько ролей -- то взрослых, то детей, причем трансформация происходит мгновенно, па глазах у зрителей, без перемены костюма - - эти удивительные и очень убедительные превращения осуществляются прежде всего пластически.
А самой удачной работой в Камерном театре сам Виктор Панферов считает спектакль «Прекрасное воскресенье для пикника» по пьесе Т, Уильямса (режиссер В. Мещанинова). Здесь танец и движение преобразовались в какую-то ритмическую плавную атмосферу, окутывающую героинь спектакля и зрителя...
На сегодняшний день В. И. Панферов имеет за плечами более ста спектаклей, работает в нескольких театрах города Челябинска, имеет постановки в С.-Петербурге, Вильнюсе, Уфе, Златоусте, Кургане. И в каждой работе он стремится быть принципиально новым, идти неизведанным путем, ведь именно в этом -- залог настоящего творчества, в этом суть искусства.
454091, Россия, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 15
Челябинский государственный драматический
"Камерный театр"
kam_theatre@mail.ru
Касса театра: 8 (351) 263-30-35
Приёмная театра: 8 (351) 265-23-97
Начало вечерних спектаклей в 18.00