Загребин С."Хореограф-режиссер ВИКТОР ПАНФЕРОВ" //Челябинск, "Театр мечты",1997

«Танец — это безудержная страсть актера, сдерживаемая рит­мом движения».

В. ПАНФЕРОВ.

В театральном кругу города Челябинска имя Виктора Панферова всем хорошо известно. Заведующий кафедрой хореографии Челябинского института искусства и культуры, профессор, проработавший в институте почти тридцать лет, и многие годы - в театрах города в качестве хореографа, режиссера по пластике, Виктор Иванович Панферов по-прежнему увлеченно и плодотворно работает. Его сотрудни­чество с Камерным театром началось с приходом в театр режиссера Виктории Мещаниновой.

Творчество В. Мещаниновой всегда отличал постоянный режиссерский поиск, в том числе в области пластической разработки спектакля. В Камерном театре совершенной но­вацией стал спектакль «Женитьба Бальзаминова». Извест­ная пьеса А. Островского была интерпретирована как теат­ральная фантазия, где сон и явь меняются местами, пере­плетаются, становятся какой-то повой реальностью. Здесь-то и появились новые необычные персонажи - олицетворение мечты Бальзаминова о любви, о счастье - два голубка –две  маленькие балерины. Они жили своей особой жизнью, наполненной чувствами и эмоциями, но жизнь эта была из­ложена в танце - своеобразная пластическая метафора.

Пластические .номера были поставлены Виктором Пан­феровым так изобретательно, так органично вплетались в ткань сценического действия, что без них трудно было пред­ставить спектакль - настолько они были забавны, остро­умны и даже необходимы, как авторские ремарки к пьесе пли примечания в тексте...

Следует отметить, что Виктор Панферов выступает в те­атре в двух ролях - как режиссер по пластике и как хоре­ограф. Задача режиссера по пластике, по словам В. Панфе­рова, состоит в подготовке (в соавторстве с режиссером) пластической партитуры всего спектакля и каждой роли. Как хореограф В. Панферов стремится научить драматиче­ского актера музыкальной выразительности движений, чтобы движение помогало раскрытию сценического образа, исходя

из задач всего спектакля. Сюда входит и работа со сцени­ческим костюмом - умение   носить костюм, через костюм передавать   тонкости пластики    - словом,   способствовать более точному воплощению авторского замысла.

При этом задача хореографа, как считает В. Панферов,

Состоит в умении остаться незамеченным, то есть так «по

Ставить» движение, чтобы оно органично соответствовало

роли, спектаклю в целом, было точным и естественным и не

воспринималось специально придуманным и заученным.

Но иногда танец становится неотъемлемой частью спек­такля, тогда хореографу приходится разрабатывать балетные партии.

Так. в спектакле «Зеленый остров», поставленном по мотивам водевиля Ф. Кони, В. Мещанинова сознательно вводила «жнвую музыку» и большие хореографические фрагмен­ты. Весь спектакль наполнен танцами танцуют драматические актеры, танцует и специально созданная при Камерном театре танцевальная группа. Заслуга В. Панферова в этой работе состоит в том, что он сумел научить драматических актеров профессиональному танцу, а актеров танце­вальной группы - элементам драматического действия. В результате этого хореографические сцены в спектакле стали не только органической частью спектакля, но и смотрелись как законченные   хореографические миниатюры.   Особенно выделялся поставленный Панферовым хореографический дивертисмент на пасторальную тему...

Следует подчеркнуть, что танцевальная группа   в Камер-

театре была новинкой -- в других драматических театрах

города такого не было. В танцевальную группу в разное

время входили студенты н выпускники Челябинского инсти-

тута культуры: Юрий Черных, Оля Сабура, Влада Ивина,

Юля Петрова. Неля   Сулейманова,   Мария Севастьянова,

Оксана Лапшина, Мария Плескач, Андрей Зыков.

Кроме участия в спектаклях театра, танцевальная группа выступала со специальными номерами в фойе, в антрак­тах, это особенно интересно проявилось как дополнение к спектаклю «Пигмалион» (режиссер Г. Кель). Перед началом спектакля балерины в 'костюмах цветочниц, смешавшись с гуляющей в фойе публикой, предлагали «купить цветочки», и в антракте эти же девушки, но уже в бальных платьях, юные и прекрасные, вальсировали в холле театра. Это преображение, грациозные танцы, каждый со своим маленьким сюжетом, воспринимались зрителями как пластическое эхо спектакля...

Драматические актеры Камерного театра проявили себя способными учениками. В. Панферов отмечает, что с ними легко работать, потому что они молоды, подвижны, охотно выполняют предложенные задачи и все замечательно танцу­ют. К примеру, в спектакле «Том Сойер» (режиссер В. Ме­щанинова) действующие лица двигаются так легко и сво­бодно, что спектакль в целом воспринимается как музыка, столько в нем стройности, гармонии, непринужденности пе­реходов драматического действия в танец и наоборот. В этом спектакле каждый актер играет несколько ролей -- то взро­слых, то детей, причем трансформация происходит мгновен­но, па глазах у зрителей, без перемены костюма - - эти удивительные и очень убедительные превращения осущест­вляются прежде всего пластически.

А самой удачной работой в Камерном театре сам Виктор Панферов считает спектакль «Прекрасное воскресенье для пикника» по пьесе Т, Уильямса (режиссер В. Мещанинова). Здесь танец и движение преобразовались в какую-то рит­мическую плавную атмосферу, окутывающую героинь спек­такля и зрителя...

На сегодняшний день В. И. Панферов имеет за плечами более ста спектаклей, работает в нескольких театрах города Челябинска, имеет постановки в С.-Петербурге, Вильнюсе, Уфе, Златоусте, Кургане. И в каждой работе он стремится быть принципиально новым, идти неизведанным путем, ведь именно в этом -- залог настоящего творчества, в этом суть искусства.

Библиотека
Новости сайта
Получать информацию о театре

454091, Россия, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 15
  Челябинский государственный драматический
"Камерный театр"

kam_theatre@mail.ru
Касса театра: 8 (351) 263-30-35
Приёмная театра: 8 (351) 265-23-97
Начало вечерних спектаклей в 18.00

 Министерства культуры Челябинской области   Год российского киноМеждународный культурный портал Эксперимент  


 

Яндекс.Метрика