Загребин С. "Музыка в театре АННА КЛОЧЕВА"//Челябинск, "Театр мечты!, 1997

«Наивысшая похвала моей ра­боты, когда зритель не замечает музыки, - значит она органична спектаклю».

А. КЛОЧЕВА.

Анна Эммануиловна Клочева — заведующая музыкальной частью Камерного театра. Это не просто определение должности по штатному расписанию, в нем суть той огромной работы, которую выполняет Анна Клочева. Она и помощник (как главного, так и приглашенных), она и музредактор спектаклей,   и звукооператор, и концмейстер и музыкальный педагог.

Большой и разнообразный профессиональный опыт (сначала работа в Челябинском ТЮЗе, затем годы в Прибал­тике, два года в Камерном театре) позволяет Анне Клочевой всегда находиться в центре творческой жизни театра. Так. в работе над пьесой И. Тургенева «Завтрак у предводителя» у режиссера Виктории Мещаниновой возникла идея —озвучить спектакль старинными малоизвестными романсами. В качестве музыкального консультанта   была приглашена Клочева. Она не только нашла необходимые романсы но и занялась вокалом с актерами. В результате ранее «непоющие» актеры запели — вдохновенно и легко. Дисгармония и    конфликты персонажей пьесы отступали, когда звучала музыка, и эти романсы становились своеобразным символом. возможной гармонии, согласия и любви.

Сама Анна Клочева считает,   что успех музыкального

редактора в спектакле заключается в том, что зритель незамечает музыки, а это случается, когда музыка начинает только соответствовать всей ткани спектакля, актерской игре, что становится чем-то естественным и перестает отвлекать на себя внимание зрителя. Так, например, в спектакле Уильямса «Прекрасное воскресенье для пикника» сочетание музыки и различных   шумов так органично, что воспринимается каким-то единым звуком, камертоном, отражающим все нюансы душевного состояния героинь   спектакля - одиноких женщин,   жаждущих любви, понимания, живущих одной надеждой.

В спектакле для детей «Фокусы кота Мага», где режиссер В. Мещанинова рассказала историю отношении белых и серых мышек, как историю любви с почти шекспировскими мотивами, музыка создает очень лирическое настроение, возвышенное и романтическое.

Из десятка спектаклей, в работе над которыми участво­вала А. Клочева, наиболее значительным, на мой взгляд, является спектакль петербургского режиссера И. Коняева «Женщины всегда смеются и танцуют» по пьесе О. Мухиной «Таня-Таня». Музыкальное оформление этого спектакля в известном смысле уникально -- это такая же важная и не­отъемлемая часть спектакля, как режиссура и актерская игра.

В каждой сцене спектакля звучит своя музыка, но не просто звучит, а задает настроение всему эпизоду, стано­вится звуковым эквивалентом либо события, либо эмоцио­нального состояния героев.

Смелое сочетание современных и уже забытых шлягеров с классической музыкой -- фрагментами из Ж. Визе и пре­людий И.-С. Баха — создает ощущение некой связи времен, какого-то внутреннего единства людей, живших когда-то давно и живущих сегодня. Музыка в этом спектакле настра­ивает зрителя на восприятие персонажей и событий спектак­ля то в сиюминутности их существования па сцене, в жизни, то, невольно отрешаясь от преходящего, под звуки Баха или «Саsta diva» ощущать героев спектакля как самих себя на фоне вечности...

В спектакле «Женщины всегда смеются и танцуют» все необычайно естественно — и звуки бьющегося стекла, и от-голоски праздничного фейерверка, и пугающее громыхание проносящегося поезда. И все эти звуки, шумы, музыка -плод трудного, но радостного сотворчества режиссера Игоря Коняева и Анны Ключевой.

Сотворчество -- вот принцип работы Анны Клочевой как с режиссером, так и с актерами. Один из примеров этого -работа с заслуженным артистом России Виктором Нагда-севым над моноспектаклем по стихам Сергея Есенина «Гость случайный». Анна Клочева здесь не только педагог-режис­сер, но и автор одного из романсов, который исполняет В. Нагдасев.

Занятия вокалом с драматическими артистами - дело кропотливое и сложное. Дина Клочева не стремится «поста­вить голос», это и не так важно.

Ее цель -- дать актеру возможность петь свободно, выявить актерскую индивидуальность в песне, в различых музыкальных жанрах. Артисты Камерного театра: Наталья Жернакова.   Алина Тягловская,   Виктор Нагдасев, Павел Петров, Михаил Яковлев оказались настолько талантливыми учениками, что теперь ни один праздничный театральный  «капустник» не обходятся без их эффектного выступления в качестве певцов.

Музыка в театре... В Камерном - это не только музыка

в спектаклях, на сцене, но и перед спектаклем, в театральном фойе. Камерный театр первым из театров города стал «озвучивать» пространство фойе театра, что являлось своего родом подготовкой зрителя .к спектаклю.

Поначалу здесь играла музыкальная группа «Детский мир» (А. Еремеев, Р. Газалтдинов, В. Титов, Р. Лукманов, Ю. Цыбикова) очень обаятельная.

   Сейчас оркестр Камерного театра - - джазовый квартет под управлением Вячеслава Клочева: Юрий Грачев (саксофон, кларнет), Павел Малюка (контрабас), Вячеслав Со-лодовник (ударные инструменты). В репертуаре квартета -традиционная джазовая музыка и произведения собственного сочинения. Театральный фестиваль «Камерата-96» про­ходил под звуки гимна, специально написанного В. Клоче-вым для фестиваля.

Высокая музыкальная культура квартета, увлеченное исполнение, разнообразный репертуар неизменно привлекают внимание публики, создают особенное, приподнятое настро­ение, ведь посещение театра — это и отвлечение от быта, и вхождение в особое эмоциональное состояние — это праздник, который всегда с нами.

454091, Россия, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 15
  Челябинский государственный драматический
"Камерный театр"

kam_theatre@mail.ru
Касса театра: 8 (351) 263-30-35
Приёмная театра: 8 (351) 265-23-97
Начало вечерних спектаклей в 18.00

 Министерства культуры Челябинской области   Год российского киноМеждународный культурный портал Эксперимент  


 

Яндекс.Метрика