«Театр - это последнее место, последнее прибежище для фантазии».
С. Александров
Творческая жизнь театрального художника Сергея Александрова так богата, разнообразна, так наполнена, что могла бы стать предметом исследования, дать материал для целой книги. Он работал во многих городах (от Хабаровска до Чикаго), в различных театрах (драматических, кукольных, оперных) - - их десятки, поставил более трехсот спектаклей, жанровое многообразие которых не смущало художника, наоборот - - пробуждало его мысль и фантазию, а результатом было всегда неожиданное (на первый взгляд), по очень точное и выразительное сценографическое воплощение идейного смысла пьесы и ее режиссерского прочтения.
Главное, что отличает Сергея Александрова как театрального художника, - - это стремление к непохожести, к неординарности художественных выразительных средств в театре. Каждый новый спектакль решается С. Александровым принципиально иначе. Причем форма, образ спектакля, диктуется задачами, поставленными и самой пьесой, и режиссерским замыслом. Сергей Александров умеет верно понять эти задачи и, более того, средствами сценографа выразить их наиболее полно и точно. В итоге получается художественный образ спектакля, попятный даже непосвященным, несмотря на необычность оформления сцепы. К примеру, в спектакле «Сердце Мак-Грегора» (реж. Ю. Бобков) Челябинского театра «Манекен» сценическая площадка (ограниченная рядами зрительских мест и находящаяся на одном уровне с ними) похожа на детскую песочницу с игрушечными домиками, слепленными из того же песка. Поблескивая цветными стеклышками окошек, они не мешают актерам, по вызывают невольное опасение у зрителей, как бы неловкое движение персонажей спектакля не разрушило их неустойчивое существоваие. И подсознательно возникает тревожная мысль об эфемерности и мечты, и самой жизни, но реальность добрых дел и добрых чувств хороших людей героев спектакля - так прекрасна, что возвышается над материальностью неказистого быта...
В творчестве театрального художника высшей категории Сергея Александрова было много интересного; новая страница открылась с его приходом в Екатеринбургский академический театр музыкальной комедии, но мы скажем лишь о его работе в Челябинском государственном Камерном театре, где С. Александров в течение трех лет был главным художником (1993—1995 гг.).
Сергей Александров серьезно и ответственно относится к работе над всеми спектаклями -- н взрослыми, и детскими. Одни из лучших спектаклей Камерного театра «Том Сойер» своим успехом во многом обязан сценографии художника С. Александрова. Выразительные средства его были просты и понятны зрителям любого возраста. Если, например, вращается большой штурвал перед сценой, то сама сцена -это паром, плывущий «по великой реке Миссисипи», а персонажи спектакля - по великой реке, жизни. Обыкновенные деревянные скамейки трансформировались то в школьные парты, то в танцплощадку, то в покосившиеся надгробия старого кладбища, то в узкую тропинку над пропастью.
Фоном для спекткталя служил нарисованный маленький нарядный городок, по сравнению с которым главные герои -Том Сойер и его друзья - казались просто великанами, а их детские интересы и проблемы были так важны и огромны, как только и бывает в детстве, когда события, вещи, поступки приобретают невероятную значимость и ценность, конечно, смешную и пустяковую, на взгляд взрослых, как, например, обладание выпавшим зубом или дохлой крысой...
Фантазия художника, детские выдумки героев спектакля, талант актеров, воображение зрителей - - все это соединялось и создавало то чудо, ради которого и существует театр – чудо сотворчества , пусть сиюминутного, но оставляющая, в умах, а может быть, и в жизнях благодарных зрителей.
Сотрудничество художника С. Александрова с московским режиссером Юрием Гориным дало Камерному театру непохожих спектакля «Уроки музыки» по пьесе Л. Пет-рушевской и «Любовь до гроба» А. Николаи. «Уроки музыки» могли бы служить визитной карточкой Камерного театра с его интересом и сочувствием к судьбе «маленького «человека». История двух семей, человеческих драм, возникающих незаметно из отупляющей беспросветной повседневности ломающих характеры и судьбы людей. Художник Сергей Александров развернул действие спектакля"в нескольких плоскостях. По двум сторонам сцены были обозначены две квартиры: одна с претензией па роскошь и комфорт, другая - - убогая, тесная, угнетающе бедная. В глубине сцены - - двор, усыпанный осенними листьями, обшарпанный подъезд и... тусклые зеркала как аллегория и как выход в иную реальность... Бытовая история, превращенная драматургом и режиссером в драму, обрела вещественный эквивалент: декорации стали метафоричны, образны. Кроме того, было просто интересно наблюдать за узнаваемой картиной жизни двора, улицы, где торгуют с лотков всякой всячиной, катят детские коляски, жгут мусор дворники, развешивают белье хозяйки. Здесь сотрудничество режиссера и художника проявилось особенно полно.
Такое удивительное сотворчество, помноженное на чуткое внимание « драматургическому материалу, образность мышления художника Сергея Александрова, нашло свое выражение в оформлении спектакля «Милостивый государь, спешу...» по роману Ф. М. Достоевского «Бедные люди». Режиссер Николай Черкасов поставил необычайно светлый, лиричный, какой-то прозрачный спектакль, наполненный глубоким состраданием и трагизмом.
Сергей Александров, тонко чувствуя природу спектакля (каприз-фантазия, по определению режиссера), воссоздает на сцене легкий воздушный мир -- светлые, свободно спадающие, просвечивающие занавесы словно туманом окутывают пространство сцены и холодную металлическую конструкцию — сводчатое окно ли, дверь ли с обломками стекол. Словно столкновение двух миров — жестокого Петербурга и робкой поэзии отношений двух несчастливых, одиноких людей.
Необычны и костюмы героев спектакля. Они и не стилизованы, и не похожи на современные: они -- зримое воплощение образа честной, опрятной бедности .Костюмы в этом спектакле такие же участники спектакля, как и музыка, свет. Какой-то шарф, шляпка, старая шинель - - и тут же изменяется место действия спектакля, и сами герои мгновенно перевоплощаются, представая в новом, ином качестве. Так созданный Сергеем Александровым образный мир сцены помогает восприятию всего спектакля.
Точное следование режиссерскому замыслу не оковывает, не ограничивает фантазию С, Александрова, напротив, именно в этой точности лежит начало той творческой свободы, что позволяет художнику быть сотворцом спектакля в единстве автора, режиссера, актера и зрителя. Яркий пример тому спектакль режиссера Виктории Мещаниновой по пьесе А. Островского «Женитьба Бальзаминова». Своеобразным испытанием творческих возможностей художника С. Александрова стало знакомство с немецкой режиссурой. Сначала работа в Германии, в городе Мюнстере, а затем - - с гостями из Германии в Камерном театре. Режиссер Гарольд Блашке поставил известную пьесу классика немецкой литературы Г. Бюхнера «Войцек», а Георг Кель Пнгмалнон» Б. Шоу. Немецкая режиссура, по определению самого Сергея Александрова, нефантазийна, то есть не несет личностной, субъективной трактовки пьесы, точнее -- пьеса излагается языком формальным, приближенным к авторским ремаркам: в ней отсутствует стремление к собственно режиссерской редакция пьесы. Личностное начало в немецких спектаклях возникает отчасти из ментальности режиссера, - из актерской интерпретации образов.
Сергей Александров, оформляя спектакли немецких авторов, сознательно формализует архитектонику сиены, но делает это метафорически, задавая каждому предмету полифонический смысл. Так, действие спектакля «Войцек» происходит на выстроенном в середине сцены помосте, и он воспринемается, как плаха, как эшафот, на котором медленно погибает душа, сама жизнь Войцека...
Стиль театрального художника Сергея Александрова узнаваем, но все его спектакли разные. Он никогда не дублирует себя, он стремится поднять интерес к театру, чтобы театры города были не похожи один на другой --по такому принципу он и работает.
Спектакли в его оформлении остались в истории Камср-ного театра, а сотрудничество Сергея Александрова с театрами города Челябинска будет иметь продолжение.
454091, Россия, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 15
Челябинский государственный драматический
"Камерный театр"
kam_theatre@mail.ru
Касса театра: 8 (351) 263-30-35
Приёмная театра: 8 (351) 265-23-97
Начало вечерних спектаклей в 18.00