Моргулес И. «Тенденция, однако…» // Южноуральская панорама 2012, 28 августа

Театральные заметки на всякий случай

Стала подсчитывать в уме, загибая для верности пальцы. Тех, что на двух руках, как раз хватило.
Кто раньше, кто попозже откроют очередной сезон театры области. Цыплят, как известно, по осени считают, и именно преддверие открытия сезона дает повод поинтересоваться, изменилось ли что-либо в руководящем составе наших театров, и в административном, и в художественном.

Директорский корпус


Уточняя, кто сейчас где что возглавляет, увидела, что женских фамилий в списках руководителей стало еще больше, чем год назад, хотя именно тогда стали директорами театров Елена Петрова (Челябинский государственный академический театр драмы им. Н. Орлова), Мария Петрова (Магнитогорский государственный театр драмы им. А. Пушкина), Алла Точилкина (Камерный театр), совсем недавно приняла директорство в Магнитогорском театре куклы и актера «Буратино» Алла Рахимова, сменившая ушедшую на заслуженный отдых Валентину Литвинову.


Они пополнили женскую составную часть директорского корпуса наших театров, где уже уверенно правили своими коллективами Роза Орлова (Челябинский государственный молодежный театр) и Ирина Левченко (Челябинский государственный театр кукол им. В. Вольховского).


Надо сказать, что женщина — директор театра вообще-то явление редкое. Могу, конечно, что-то упустить, но не припомню до сих пор ни одного женского имени в череде хозяйственных руководителей Челябинской драмы, хотя знала их, начиная с пятидесятых годов, когда возглавлял театр легендарный директор Михаил Половец.

Вообще, из директоров театров разных времен женщин помню только в театрах кукол: одно время челябинским руководила Людмила Овсянникова, а магнитогорский «Буратино» сорок лет назад создавала с ноля Тамара Либерман.


Надо сказать, что женщины—директоры, судя по их словам, ничего необычного в том, что они возглавляют такие сложные учреждения, как театры, не видят.
Алла Точилкина, которую театралы знают прежде всего как актрису театра-мастерской «Бабы», и раньше пробовала себя в делах, требующих организаторских способностей. Она считает, что хозяйство именно женское дело. Сейчас занимается ремонтом старого и весьма запущенного здания театра: нужно чинить крышу, менять сиденья в зале и тому подобное.

Ремонтными работами занята и Елена Петрова, у которой за год с небольшим уже есть определенные достижения: впервые были проведены масштабные обменные гастроли театра по городам Сибири, Челябинская драма принимала у себя гастроли Московского театра драмы и комедии на Таганке. Наконец-то театр имени Наума Орлова начнет сезон, имея главного режиссера. Но об этом позднее.


Однофамилица Елены Петровой — Мария Петрова, возглавившая год с небольшим назад театр имени А. Пушкина в Магнитогорске, тоже озабочена гастролями. Театр, объехавший ряд стран, порой самых экзотических, со спектаклем «Гроза», удостоенным национальной театральной премии «Золотая маска», хотел бы показать свои новые спектакли (а они есть и, как доходят слухи — интересные) зрителям областного центра. Но говорят, в областном фестивале «Сцена» они смогут участвовать только показав спектакль на своей площадке...


«Золотую маску» в минувшем сезоне привез из Москвы театр им. В. Вольховского. Даже две — удостоены этой награды главный режиссер и постановщик спектакля «Удивительное путешествие кролика Эдварда» Александр Борок и художник этого спектакля Захар Давыдов. Театр побывал на гастролях в Санкт-Петербурге, осенью примет у себя участников международного фестиваля «Соломенный жаворонок». И в этом несомненная заслуга директора Ирины Левченко.


Алле Рахимовой (Магнитогорский «Буратино») достался театр, знавший и времена международной славы, и провальные. Каким будет «Буратино», зависит теперь от нее.
Роза Орлова, самая опытная среди не только женской части театрального корпуса, но и, вообще, почти всю жизнь занимающаяся организацией театрального дела, директорствующая в ТЮЗе, ставшем не так давно с ее подачи Челябинским молодежным театром, с июля 1988 года, утверждает, что именно благодаря директорам-женщинам, возглавлявшим театры в девяностых и нулевых годах, спасли многие известные театры, особенно в Сибири, от развала. Роза Захаровна знает, что говорит, она сама из них.

Квадрига трепетных ланей


Как ни странно, женщины среди художественных руководителей и главных режиссеров встречались и в обозримой истории как давней, так и в наши дни.


Я говорю «странно», потому что женщины — театральные режиссеры до сих пор, скорее, исключение из правила, лишь подтверждающее факт, что несмотря на все эмансипации и феминизации это чисто мужская профессия. Что же касается женщин, осуществляющих художественное руководство театрами, то это, вообще, явление уникальное, поскольку в наше время и мужчины не рвутся взваливать на себя столь тяжкий груз.


Но мы вспомним Екатерину Филиппову, главного дирижера Челябинского театра оперетты в сороковых—пятидесятых годах.

Елена Маркова стала главным режиссером Челябинского драматического театра в 1955 году, пробыла на этом посту всего пару лет, но именно ею был поставлен один из лучших спектаклей за всю историю этого театра — «Клоп» по комедии Маяковского, вышедший в год двадцатого съезда КПСС, ярко оттепельный во всех отношениях. Спектакль стал лауреатом Всесоюзного фестиваля драматических театров, был показан по Центральному телевидению. Я до сих пор хорошо помню этот взрыв молодой энергии, оптимизма, надежды на перемены в нашей жизни...


В самом конце пятидесятых — начале шестидесятых работала в нашем театре Вера Ефремова, поставившая, в частности, «Анну Каренину» шестидесятого года. В Челябинске она была очередным режиссером, но позже стала известной как женщина, возглавлявшая театры.


Сейчас в Челябинске осуществляют художественное руководство театрами четыре женщины.


Самая опытная из них, безусловно, Виктория Мещанинова, заслуженный деятель искусств России, главный режиссер Камерного театра, возглавляющая его с 1991 года. Камерный — авторский театр, хотя Мещанинова предоставляет широкую возможность работать на сцене другим режиссерам, причем следующим самыми разными путями в своих творческих поисках.


Сама Виктория Николаевна приверженица яркой театральности в сочетании с тонким психологизмом. Хорошо зная толк в современной драматургии, Мещанинова именно ею заполняет большую часть репертуара. Если Камерный берется за классику, то это непременно эксперимент. Как, впрочем, все, что выходит на сцену этого «театра для гурманов».
Профессор ЧГАКИ, она во многом сама воспитывает тех, кто пополняет труппу этого театра, имеющего свое, на других не похожее лицо. Недаром фестиваль «Камерата» привлекает самые интересные коллективы из разных городов страны, включая Москву и Санкт-Петербург.


Нынешней осенью отметит свое двадцатилетие один из самых известных (можно не опасаясь перебора сказать — всемирно известных) театров Челябинска — Театр современного танца. Его спектакли были восемь раз номинированы на «Золотую Маску», а два из них («Ожидание» и «Зарисовки с натуры») стали лауреатами этой национальной театральной премии.


Художественный руководитель маленького (всего четырнадцать танцовщиков) городского театра Ольга Пона справедливо считает, что у театра есть свой танцевальный язык.
И это подтверждается одиннадцатью спектаклями, которые несомненно оказали большое влияние на развитие современного танца не только в России, но и в тех странах, где работал Театр современного танца из Челябинска.


Есть в нашем городе театр, который ни в государственных, ни в городских не числится, но тоже хорошо известен не только в России, но и за ее пределами. Это мастерская современной пьесы «Бабы», созданная в 2000 году педагогом (ныне профессором), заведующей кафедрой Челябинского института культуры и искусств (сейчас — академии) Еленой Калужских. Четыре актрисы, все — вышедшие из студенток академии, как и заявлено в названии, ориентация на современную драматургию, в основном — с острой социальной направленностью...


Таковы театры, художественное руководство которых возглавляют женщины —режиссеры.

И — новое лицо в этом ряду. В самом конце прошедшего сезона стало известно, что в Челябинском академическом театре драмы наконец-то есть главный режиссер. «Наконец-то» потому, что до этого лет десять была либо чехарда в художественном руководстве театра, либо отсутствие такового вообще.


И вот Марина Глуховская, поставившая на малой сцене «Сколько длится любовь?» — спектакль по мотивам пьес «Тестостерон» Анджея Сарамоновича и «Тирамису» Иоанны Овсянко.
О новом «главном» известно, что за ее плечами филфак МГУ и Российская академия театрального искусства (мастерская великого, к прискорбию, недавно ушедшего в мир иной Петра Наумовича Фоменко), более двадцати спектаклей, поставленных в театрах Твери, Омска, Казани, Москвы, Новосибирска, Саратова, Магнитогорска. Ее первая самостоятельная постановка («Старосвесткая история» по Гоголю в Омском государственном камерном театре «Пятый Театр», 1999 год) была номинирована на «Золотую маску».


Судя по названиям спектаклей, созданных Мариной Витальевной, у нее хороший вкус на выбираемую литературу: Гоголь, Лермонтов, Достоевский, Сухово-Кобылин, Шмелев, Булгаков, Бабель, Шекспир, Лорка, Брехт, Теннесси Уильямс, Макс Фриш.


Пожелаем успеха Марине Глуховской и будем ждать ее новых работ на челябинской сцене.

Кризисные управляющие?


С чего это вдруг я занялась подсчетом, сколько женщин пришло к руководству театрами? Мне лично не важна статистика по гендерному равновесию или отсутствию оного. Как говорилось в старом анекдоте: «Ничего, бабоньки, лишь бы человек хороший был».


Мы ведь уже давно привыкли к тому, что кадры систем образования, здравоохранения, учреждений культуры составляют в основном женщины. Конечно, на самом руководящем верху — непременно мужчины, что точно зафиксировано частушкой: «Девки в поле, бабы в поле, мужики в правлении».


Где-то в семидесятых годах тогдашний редактор газеты «Комсомолец» Дима Бычков непременно брал на освободившиеся места женщин.

Я, убежденная, что журналистика — не женская профессия, и с сожалением вспоминавшая о недавнем еще времени, когда была единственной женщиной в творческом составе этой редакции, допытывалась у Бычкова, почему он берет в штат очередную женщину. И получала ответ: «Ира, вы же не пьете!».


Может быть, в этом причина? Теперь, кстати, и журналистика стала сплошь женской, что по моему, не изменившемуся с тех пор мнению, профессии не на пользу, если не считать исключения, подтверждающие правило.


Я спрашивала женщин, о которых сегодня веду речь, в чем дело по их мнению. Среди ответов встречалось и такое: «В сфере культуры заработки невысоки, мужчины не жаждут делать здесь карьеру».


А как же амбиции, честолюбие, удовлетворение творческого самовыражения?

Любопытно, что наблюдается явление, о котором сейчас идет речь, в то время, когда на государственном уровне, по крайней мере в средствах массовой информации, популяризируется тип женщины-домохозяйки, целиком отдающей себя заботе о муже, детях, хозяйству, рукоделию и так далее. Нестыковочка получается между пропагандой и жизнью.

Театры, например, последние десятилетия живут очень трудно. Они и раньше не шиковали, но в конце прошлого века и в нынешнем некоторые из театров просто не выжили. Наша область, где все театры так или иначе, но живы, заслуживает в этом отношении самой большой похвалы.


Может быть, как уже не раз в нашей истории, в трудные времена выдвигаются вперед женщины и напряжением всех сил спасают положение. Поскольку, как в песне Василия Лебедева-Кумача «Идем, идем, веселые подруги!», написанной в тридцать седьмом году, «Везде нужны заботливые руки и наш хозяйский, теплый женский глаз».

А потому «А ну-ка, девушки! А ну, красавицы!»

Ирина Моргулес

Библиотека
Новости сайта
Получать информацию о театре

454091, Россия, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 15
  Челябинский государственный драматический
"Камерный театр"

kam_theatre@mail.ru
Касса театра: 8 (351) 263-30-35
Приёмная театра: 8 (351) 265-23-97
Начало вечерних спектаклей в 18.00

 Министерства культуры Челябинской области   Год российского киноМеждународный культурный портал Эксперимент  


 

Яндекс.Метрика