Загребин С. Николай Черкасов: Милостивый государь, спешу //С. Загребин. Театр мечты. – Челябинск, 1997
в каких-то тесных углах, какое-то титулярное сердце, честное и чистое. а вместе с тем какая-то девочка, оскорбленная и грустная. и глубоко разорвала мне сердце вся их история», писал Ф. М. Достоевский, обдумывая свой роман «Бедные люди». И такое же впечатление оставляет спектакль Челябинского государственного Камерного театра «Милостивый государь, спешу...» в переложении для театра и постановке режиссера Николая Черкасова. Простое, но оригинальное сценическое оформление (художник С. Александров), редкая по своей выразительности музыка, оттеняющая все нюансы душевного состояния героев спектакля (композитор Андрей Ильин), режиссерские озарения (например, венчание-похороны Вареньки), удивительные актерские работы заслуженного артиста России Виктора Нагдасева, Зульфпи Акчуриной, Елены Рыжанковой, Сергея Дзюбы, Николая Седова, Андрея Абрамова создали пронзительный, трогающий душу и сердце спектакль, заставляющий думать, сопереживать, сострадать.
Начинается спектакль подчеркнуто театрально. Актеры-клоуны в рыжих париках, с угловатыми, неловкими движениями, словно только учатся разговаривать, и. преодолевая какое-то внутреннее сопротивление, произносят гласные звуки «а-о-у-э», «ы-у-а-и», а затем, будто удивляясь своему умению, все более уверенно и четко проговаривают эти звуки и...
Так и герои спектакля будут преодолевать неуверенность в себе, страхи и собственные слабости, чтобы голос их д постепенно окреп и зазвучал, чтобы трагически оборвавшись па сцене, продолжал звучать уже в душах зрителей.
Невероятно трудно инсценировать эпистолярный жанр, но в спектакле эта задача решается прекрасно. Поначалу герои пытаются осмыслить самих себя, п поэтому актеры ис соприкасаются в диалоге. Отрывки из писем Макара и Вареньки звучат как размышления вслух, как попытка сформулировать, высказать что-то важное. И постепенно их души все более соприкасаются, и фрагменты писем превращаются в диалоги двух прекрасных в своей чистоте и доброте людей, в незримый диалог сцепы и зрительного зала.
С необыкновенным сочувствием не просто к человеку, а бедняку Достоевский в своем романе доказывает, что человечность неистребима в самом, казалось бы, приниженном состоянии. И в скудной жизни, и при недостатке образования не умирает человеческое сердце.
Глубина психологического анализа, способность подсмотреть и поведать миру о всей гамме чувств, о самых затаенных движениях души, в которых подчас не может отдать себе отчет само действующее лицо — это отличает не только роман Достоевского, но и спектакль Камерного театра «Милостивый государь, спешу...», каждую его актерскую работу.
Заслуженный артист России Виктор Нагдасев исполняет роль Макара Девушкина - мелкого чиновника, забитого и униженного нищетой и бесправием, по с добрым сердцем, одаренным способностью сопереживать чужому горю, умением любить бескорыстно и самоотверженно. Он слаб и беспомощен, но душу готов отдать, чтобы помочь и защитить, поддержать в трудную минуту такого же бедняка, как он сам.
Виктор Нагдасев очень точен и интонационно, и пластически. Актер любит своего героя, сопереживает ему, но он правдив и не скрывает недостатков Макара Девушкина, не боится показать его смешным с его наивным восхищением «сочинениями» господина Ратазяева или жалким перед лицом «Его превосходительства», не боится показать своего Макара п пьяным, «загулявшим» от горя на последнюю копейку. И становится больно п страшно, ведь Макара Алексеевича может постигнуть и такая судьба... Но хотя судьба Макара Алексеевича показывает, что добрые свойства человеческой природы не приводят еще сами по себе пи к радости, ни к счастью, актер убедительно показывает, как в Макаре пробуждается и крепнет чувство собственного достоинства и гордость человека-труженика.
И помогает ему в этом Варенька Доброселова. Любовь к Вареньке, ее ответная привязанность, само ее существование, возможность заботиться о ней, их переписка создают свой особенный мир взаимной заботы, взаимопонимания, духовности.
В спектакле две исполнительницы роли Вареньки -Зульфия Акчурина и Елена Рыжанкова.
Варвара Доброселова у 3, Акчурииой - - хрупкое, почти безжизненное создание, в котором еще теплится надежда и на добро, и на счастье, несмотря на безысходность ее положения. Лишь заботы Макара Девушкина и его полные неловкой нежности письма постепенно отогревают душу бедной
Сироты и вызывают ее ответную заботу п понимание. Изначально оскорбленная п униженная Варенька едва лишь осветилась улыбкой мелькнувшему счастью, как вновь погасла при появлении господина Быкова. Сколько же одиночества страданий, тоски предстоит пережить с ним Вареньке, особенно такой сильной, незаурядной натуре, какой представляется Варенька в трактовке другой исполнительницы Елены Рыжанковой.
Варенька актрисы Рыжанковой - полная жизни, стремлений, романтизма и фантазии девушка. Она даже немного кокетлива, по так робко и нерешительно. Ее Варвара видит псе особенности личности и характера Макара Девушкина. но относится к его слабостям снисходительно, иногда иронично, но с неизменным пониманием и зарождающейся и постепенно крепнущей любовью. Она очень живая, и всякое проянлошк1 жизни воодушевляет ее, будь это прогулка на острове или посещение театра. Варенька Е. Рыжанковой даже искренне увлекается своей новой ролью невесты, но это лишь внешнее увлечение. Как только ее внимание обращается па Макара, трагизмом и отчаянием наполняются се глаза, ведь именно в момент разлуки Макар поднялся, наконец, на тот уровень духовности, который так жаждала Варенька.
Одна из наиболее удачных сцен спектакля - это монолог об озере, о детстве Вареньки, о пробуждении ее души. Елене Рыжанковой удается оживить эту картину, и мы -зрители, словно попадаем туда, на это озеро, в этот удивительный мир гармонии, покоя, единения с природой. После этой сцены мы с еще большей остротой понимаем трагизм положения Вареньки и ее будущее замужество с господином Быковым, для которого духовность, сострадание, любовь -одни фантазии.
В роли господина Быкова - актер Николай Седов. Само его появление на сцене вносит диссонанс в течение спектакля. ...Резкий, слепящий свет, силуэт незнакомой, чужой фигуры, и вот он - господин Быков вторгается в тихий и тонкий мир Вареньки и Макара. Он брезгливо отдергивает белую кисею занавеса, укрывавшего сцену и мир героев спектакля, и прочно, как хозяин, утверждается здесь.
Актер Н. Седов очень сдержанно, но выразительно, одной лишь интонацией, жестом, взглядом создает образ грубого, ограниченного, жестокого человека.
И этот же актер в эпизоде из «Шинели» Н. Гоголя совершенно неузнаваем в роли добродушного выпивохи-портного Петровича. Вот где магия театра!
Так же блистательно разыгрывает Н. Голов вместе с С. Дзюбой незатейливый комические сюжет «Ермак и Зюлейка» - сочинение господина Ратазяева.
Артист Сергей Дзюба в эпизоде из «Шинели» в образе Акакия Акакиевича появляется из какой-то норы, он словно псе время стоит на коленях, и мы видим лишь его взлохмаченную голову и трогательные, боязливые, печальные глаза. Сколько неуверенности, затаенной надежды, робости звучит в его голосе, что болью и состраданием отзывается каждое его слово в сердцах зрителей.
«...Трагический элемент глубоко проникает собою весь этот роман,- писал о «Бедных людях» В. Белинский. - И этот элемент тем поразительнее, что он передается читателю не только словами, но и понятиями Макара Алексеевича. Смешить п глубоко потрясать душу читателя в одно и то же время, заставить его улыбаться сквозь, слезы, - какое уменье, какой талант! Все так просто и обыкновенно, как та будничная жизнь, которая кипит вокруг каждого из нас...». Этими же словами можно сказать и о спектакле Камерного театра, где работа режиссера, работы актеров, художника создали, казалось бы, простыми средствами талантливый спектакль.