"МИЛОСТИВЫЙ ГОСУДАРЬ, ПРОШУ"

Загребин С. Николай Черкасов: Милостивый государь, спешу //С. Загребин. Театр мечты. –  Челябинск, 1997
 
в каких-то тес­ных углах, какое-то титулярное сердце, честное и чистое. а вместе с тем какая-то девочка, оскорбленная и грустная. и глубоко разорвала мне сердце вся их история», писал Ф. М. Достоевский, обдумывая свой роман «Бедные лю­ди». И такое же впечатление оставляет спектакль Челябин­ского государственного Камерного театра «Милостивый го­сударь, спешу...» в переложении для театра и постановке режиссера Николая Черкасова. Простое, но оригинальное сценическое оформление (художник С. Александров), ред­кая по своей выразительности музыка, оттеняющая все ню­ансы душевного состояния героев спектакля (композитор Андрей Ильин), режиссерские озарения (например, венча­ние-похороны Вареньки), удивительные актерские работы заслуженного артиста России Виктора Нагдасева, Зульфпи Акчуриной, Елены Рыжанковой, Сергея Дзюбы, Николая Седова, Андрея Абрамова создали пронзительный, трогаю­щий душу и сердце спектакль, заставляющий думать, сопе­реживать, сострадать.
 
Начинается спектакль подчеркнуто театрально. Актеры-клоуны в рыжих париках, с угловатыми, неловкими движе­ниями, словно только учатся разговаривать, и. преодолевая какое-то внутреннее сопротивление, произносят гласные зву­ки «а-о-у-э», «ы-у-а-и», а затем, будто удивляясь своему умению, все более уверенно и четко проговаривают эти зву­ки и...
 
Так и герои спектакля будут преодолевать неуверенность в себе, страхи и собственные слабости, чтобы голос их д постепенно окреп и зазвучал, чтобы трагически оборвавшись па сцене, продолжал звучать уже в душах зрителей.
 
Невероятно трудно инсценировать эпистолярный жанр, но в спектакле эта задача решается прекрасно. Поначалу герои пытаются осмыслить самих себя, п поэтому актеры ис соприкасаются в диалоге. Отрывки из писем Макара и Вареньки звучат как размышления вслух, как попытка сфор­мулировать, высказать что-то важное. И постепенно их души все более соприкасаются, и фрагменты писем превращаются в диалоги двух прекрасных в своей чистоте и доброте лю­дей, в незримый диалог сцепы и зрительного зала.
 
С необыкновенным сочувствием не просто к человеку, а бедняку Достоевский в своем романе доказывает, что чело­вечность неистребима в самом, казалось бы, приниженном состоянии. И в скудной жизни, и при недостатке образова­ния не умирает человеческое сердце.
 
Глубина психологического анализа, способность подсмот­реть и поведать миру о всей гамме чувств, о самых затаен­ных движениях души, в которых подчас не может отдать себе отчет само действующее лицо — это отличает не толь­ко роман Достоевского, но и спектакль Камерного театра «Милостивый государь, спешу...», каждую его актерскую работу.
 
Заслуженный артист России Виктор Нагдасев исполняет роль Макара Девушкина - мелкого чиновника, забитого и униженного нищетой и бесправием, по с добрым сердцем, одаренным способностью сопереживать чужому горю, уме­нием любить бескорыстно и самоотверженно. Он слаб и бес­помощен, но душу готов отдать, чтобы помочь и защитить, поддержать в трудную минуту такого же бедняка, как он сам.
 
Виктор Нагдасев очень точен и интонационно, и пласти­чески. Актер любит своего героя, сопереживает ему, но он правдив и не скрывает недостатков Макара Девушкина, не боится показать его смешным с его наивным восхищением «сочинениями» господина Ратазяева или жалким перед ли­цом «Его превосходительства», не боится показать своего Макара п пьяным, «загулявшим» от горя на последнюю ко­пейку. И становится больно п страшно, ведь Макара Алек­сеевича может постигнуть и такая судьба... Но хотя судьба Макара Алексеевича показывает, что добрые свойства чело­веческой природы не приводят еще сами по себе пи к радо­сти, ни к счастью, актер убедительно показывает, как в Макаре пробуждается и крепнет чувство собственного до­стоинства и гордость человека-труженика.
 
И помогает ему в этом Варенька Доброселова. Любовь к Вареньке, ее ответная привязанность, само ее существова­ние, возможность заботиться о ней, их переписка создают свой особенный мир взаимной заботы, взаимопонимания, духовности.
 
В спектакле две   исполнительницы   роли   Вареньки -Зульфия Акчурина и Елена Рыжанкова.
 
Варвара Доброселова у 3, Акчурииой - - хрупкое, почти безжизненное создание, в котором еще теплится надежда и на добро, и на счастье, несмотря на безысходность ее поло­жения. Лишь заботы Макара Девушкина и его полные не­ловкой нежности письма постепенно отогревают душу бедной
 
Сироты и вызывают ее ответную заботу п понимание. Изна­чально оскорбленная п униженная Варенька едва лишь ос­ветилась улыбкой мелькнувшему счастью, как вновь погасла при появлении господина Быкова. Сколько же одиночества страданий, тоски предстоит пережить с ним Вареньке, осо­бенно такой сильной, незаурядной натуре, какой представ­ляется Варенька   в трактовке другой исполнительницы Елены Рыжанковой.
 
Варенька актрисы Рыжанковой - полная жизни, стрем­лений, романтизма и фантазии девушка. Она даже немного кокетлива, по так робко и нерешительно. Ее Варвара видит псе особенности личности и характера Макара Девушкина. но относится к его слабостям снисходительно, иногда иро­нично, но с неизменным пониманием и зарождающейся и постепенно крепнущей любовью. Она очень живая, и всякое проянлошк1 жизни воодушевляет ее, будь это прогулка на острове или посещение театра. Варенька Е. Рыжанковой даже искренне увлекается своей новой ролью невесты, но это лишь внешнее увлечение. Как только ее внимание обра­щается па Макара, трагизмом и отчаянием наполняются се глаза, ведь именно в момент разлуки Макар поднялся, на­конец, на тот уровень духовности, который так жаждала Варенька.
 
Одна из наиболее удачных сцен спектакля - это моно­лог об озере, о детстве Вареньки, о пробуждении ее души. Елене Рыжанковой удается оживить эту картину, и мы -зрители, словно попадаем туда, на это озеро, в этот удиви­тельный мир гармонии, покоя, единения с природой. После этой сцены мы с еще большей остротой понимаем трагизм положения Вареньки и ее будущее замужество с господином Быковым, для которого духовность, сострадание, любовь -одни фантазии.
 
В роли господина Быкова - актер Николай Седов. Само его появление на сцене вносит диссонанс в течение спектак­ля. ...Резкий, слепящий свет, силуэт незнакомой, чужой фи­гуры, и вот он - господин Быков вторгается в тихий и тон­кий мир Вареньки и Макара. Он брезгливо отдергивает белую кисею занавеса, укрывавшего сцену и мир героев спектакля, и прочно, как хозяин, утверждается здесь.
 
Актер Н. Седов очень сдержанно, но выразительно, одной лишь интонацией, жестом, взглядом создает образ грубого, ограниченного, жестокого человека.
 
И этот же актер в эпизоде из «Шинели» Н. Гоголя со­вершенно неузнаваем в роли добродушного выпивохи-порт­ного Петровича. Вот где магия театра!
 
Так же блистательно разыгрывает Н. Голов вместе с С. Дзюбой незатейливый комические сюжет «Ермак и Зюлейка» - сочинение господина Ратазяева.
 
Артист Сергей Дзюба в эпизоде из «Шинели» в образе Акакия Акакиевича появляется из какой-то норы, он словно псе время стоит на коленях, и мы видим лишь его взлохма­ченную голову и трогательные, боязливые, печальные глаза. Сколько неуверенности, затаенной надежды, робости звучит в его голосе, что болью и состраданием отзывается каждое его слово в сердцах зрителей.
 
«...Трагический элемент глубоко проникает собою весь этот роман,- писал о «Бедных людях» В. Белинский. - И этот элемент тем поразительнее, что он передается читателю не только словами, но и понятиями Макара Алексеевича. Смешить п глубоко потрясать душу читателя в одно и то же время, заставить его улыбаться сквозь, слезы, - какое уменье, какой талант! Все так просто и обыкновенно, как та будничная жизнь, которая кипит вокруг каждого из нас...». Этими же словами можно сказать и о спектакле Камерного театра, где работа режиссера, работы актеров, художника создали, казалось бы, простыми средствами талантливый спектакль.

Библиотека
Новости сайта
Получать информацию о театре

454091, Россия, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 15
  Челябинский государственный драматический
"Камерный театр"

kam_theatre@mail.ru
Касса театра: 8 (351) 263-30-35
Приёмная театра: 8 (351) 265-23-97
Начало вечерних спектаклей в 18.00

 Министерства культуры Челябинской области   Год российского киноМеждународный культурный портал Эксперимент  


 

Яндекс.Метрика