Симакова С. "Театр: тайный и видимый"// 74.ru

Кто и умеет скрывать от постороннего глаза свою обратную сторону, так это театр. Зритель не должен, да вряд ли и желает, знать все подробности творческого процесса. Иначе это был бы уже не зритель, а критик. Но в стенах челябинских театров, как выяснилось, скрыты тайны, которые сродни приключенческим романам. Они распаляют не только воображение, но желание покопаться в архивах.
Куда ведут подвалы Камерного?

Кто бы мог подумать, что здание Камерного театра – бывший особняк Бреслиных, о котором столько всего написано, – хранит множество загадок.
Этим летом в театре затеяли капитальный ремонт зрительного зала и много лет протекавшей кровли. А заодно, поскольку здание старое (относится к концу ХIХ – началу ХХ века), решили проверить состояние несущих конструкций. Для этого под одной из лестниц взломали бетонный пол, чтобы добраться до старинной кладки фундамента, и обнаружили нечто, изменившее привычное представление об особняке в стиле позднего модерна.
«Нам открылись большие подвальные помещения, – рассказала Chelyabinsk.ru директор театра Алла Точилкина. – Правда, они наполовину засыпаны землей. Но, судя по тому, как выглядят основательной кирпичной кладки сводчатые потолки, сохранившие остатки штукатурки, можно понять, что эти помещения строились не для того, чтобы хранить там картошку. Скорее всего, они использовались для более серьезных нужд, и рассчитаны были на долгие годы. Высота подземных залов, наверняка, была основательной, ради 80 см, которые есть сейчас, люди не стали бы делать такую солидную кирпичную кладку».
Наш фотограф спустился с камерой в эти помещения, и читатели могут убедиться в серьезности намерений строителей.
Как известно, здание Камерного театра отнесено к объектам историко-архитектурного наследия. Специалисты считают, что особняк Бреслина прекрасно сохранился благодаря тому, что с советских времен в нем размещались только госучреждения. И если внутренние интерьеры за сто с лишним лет претерпели изменения, то наружные стены – фасад – сохранили первоначальный облик, заданный архитектором.
Из работ челябинских краеведов известно, что строительство этого дома было начато оренбургским купцом Аврумом Бреслиным в 1898-м и закончено в 1903 году. Имя Бреслина мелькает в финансовой и общественной жизни города. Он являлся представителем Челябинской хлебной биржи в так называемом Восточном порайонном комитете, входил в биржевой комитет, был председателем общества взаимного кредита, старшиной городского общественного собрания и председателем правления синагоги.
Особняк, как утверждают краеведы, был доходным домом: здесь сдавались квартиры, размещались типография и переплетная мастерская, которыми ведала супруга купца, и находилась редакция газеты «Голос Приуралья».
В советское время в особняке долгое время располагался ТЮЗ, а затем здание было передано Камерному театру.
Как утверждают челябинские краеведы, подвалы под зданием были обнаружены гораздо раньше 2012 года. Тогда возникло предположение, что ведут они к площади Ярославского, которая раньше носила название Соборной, и что строил эти подвалы и подземные переходы не кто иной, как Бреслин.
Зачем? Вокруг этого существует много легенд.Одна из них говорит о том, что Миасская долина была весьма золотоносной и что Бреслин пытался найти золотую жилу. Никаких доказательств тому, конечно же, нет.
«В архиве министерства культуры Челябинской области я нашел документы, где говорится о том, что в советское время эти подземные сооружения изучались, что они идут до реки Миасс, то есть располагаются не только под Камерным театром, – рассказал Chelyabinsk.ru главный специалист Управления государственной охраны объектов культурного наследия министерства культуры Челябинской области Николай Сазонов. – Существует предположение, что от реки, где была, вероятно, пристань для грузовых барж, в эти подвалы перевозились грузы на телегах. Но это предположение также ничем не подтверждено. Однако точно известно, что подземный туннель есть и он идет к реке Миасс».
Сегодня специалисты затрудняются дать оценку состоянию подземных сооружений – насколько они сохранили прочность, если засыпаны наполовину землей. Но считают, что в советское время эти подземные сооружения не использовались. Хотя на снимках ясно видны трубы коммуникаций и электрические кабели с патронами для ламп. Вряд ли все это относится к началу ХХ века. Напрашиваются вопросы: сколько времени прошло с того времени, как были засыпаны подземные лабиринты, кто это сделал и почему?
«Нужно проводить археологические исследования, – считает Николай Сазонов. – Возможно, подвалы были засыпаны не искусственным путем. Застройка города ведется хорошими темпами и не исключено, что при строительстве какого-либо здания могли произойти обрушения в подземных туннелях. Подтвердить или опровергнуть это можно только при полномасштабном обследовании подземелий. Это, конечно же, недешево, но это история Челябинска. И исследовать культурный слой города – дело хорошее. Это позволит многое узнать и понять».
«А я как администратор заинтересована в получении новых площадей для театра, потому что живем мы в крайне стесненных условиях, – говорит Алла Точилкина. – Поскольку наше здание – объект культурно-исторического наследия, то мы не можем расти вширь или ввысь, только вглубь, если будет возможность расчистить эти подвалы».
Кстати, Алла Точилкина и завлит театра Ирина Камоцкая утверждают, что энергетика этого здания удивительная. По их словам, когда театр пуст, возникает ощущение, что находишься во вневременном пространстве.
Как уже сказано, основной контур особняка Бреслиных сохранен.
«Зрительный зал находится в стенах исторической части здания, которые сложены из так называемого бутового камня, – продолжает Алла Точилкина. – Это как раз та самая историческая кладка. Когда мы во время ремонта зрительного зала сняли с его стен старые мягкие панели, нам открылась стена, сложенная из цельных крупных камней».

 
И помещение театрального гардероба тоже находится в старинных стенах. Отсюда есть выход в небольшой дворик, соединяющий театр со зданиями областного военкомата. Земля этого дворика долгое время была спорной, но театру, конечно же, не досталась
.4 января 2013 http://74.ru/service/go/?url=http%3A%2F%2Fchelyabinsk.ru%2Ftext%2Fotherside%2F604372.html%3Fblock
Фото Олега Каргаполова
 

Библиотека
Новости сайта
Получать информацию о театре

454091, Россия, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 15
  Челябинский государственный драматический
"Камерный театр"

kam_theatre@mail.ru
Касса театра: 8 (351) 263-30-35
Приёмная театра: 8 (351) 265-23-97
Начало вечерних спектаклей в 18.00

 Министерства культуры Челябинской области   Год российского киноМеждународный культурный портал Эксперимент  


 

Яндекс.Метрика