АРХИПОВ А. "Своя земля"


Триллер

 Действующие лица:

 Макс, 36

Адам, 40

Вильгоцкий, 42

Полицейский, 50

Елена, 30

Надя, 23

Продавщица, 40

 

Картина 1

 

Заброшенный карьер,   на краю которого когда-то остановился ржавый экскаватор, загребающий ковшом воздух,  остовы других механизмов. Все покрыто серой пылью. Серая пыль, она везде – покрывает деревья и траву и висит в воздухе. На краю карьера стоит дом из гнилого бруса. В нем живут Макс и Адам.

 

Макс читает книгу.

 

МАКС. «Быстрее, друзья, нам надо добраться до космопорта раньше, чем так окажутся Слуги Ночи – вскричала леди Эсмеральда, и на ее прекрасном лице отразилась готовность к бою. Если звездолеты Арслана долетят до планеты и мы не успеем их остановить, они превратят столицу Звездной Федерации в прах и пепел!»

 

Макс бросает книгу в угол комнаты.  Адам бежит в угол, бережно поднимает книгу, несет Максу.

 

АДАМ. Почитай еще, Макс! Там, сейчас, начнется самое интересное! Леди Эсмеральда встретит капитана Лея!

 

МАКС.   Я поеду в город и привезу тебе другую книгу.

 

АДАМ. Зачем другую, Макс! Мне очень нравится эта!

 

МАКС.  Слушай, я устал с тобой спорить. Ты помнишь, я показывал тебе, как скрипит пенопласт?

 

Адам зажимает уши

 

Макс подходит к шкафу, достает пиджак.

 

МАКС. Я в город, на пару часов.  

 

АДАМ. Это опасно, Макс! Вспомни, тогда  ты тоже хотел купить новую книгу. Поехал и нажрался. Пытался угнать велосипед. Тебе дали два года.

 

МАКС. Согласен. Не повезло. И нахрена мне был нужен велосипед?

 

АДАМ. Книга мстит, Макс!

 

АДАМ.   Осторожно, дурачок! Пенопласт!

 

Макс надевает пиджак. Берет в руки мотоциклетный шлем. Выходит из дома. Адам открывает книгу, начинает читать, шевелит губами.

 

Макс едет на мотоцикле по шоссе

 

Бензоколонка, поселок, указатель на город - тридцать километров.

Фары встречных фур, фуры сигналят протяжно, как корабли.

Максу хорошо, ему радостно.

Он едет в город.

 

Картина 2

 

Туалет бара. Из-за стены доносится музыка. Макс мочится в писсуар. Он пьян. Под мышкой у него книга. Напротив соседнего писсуара, встает мужчина, расстегивает ширинку.

 

МАКС. Что  смотришь?

 

МУЖЧИНА. Извините. Я машинально. Пытался прочитать название. Хорошая книга?

 

Примиряюще улыбается.

 

МАКС (смотрит на обложку книги) Тарзан – приемыш обезьяны. Просто охренеть. Про то, как один чел жил в джунглях. Он бегал голышом. Нравиться смотреть на мужские письки?

 

МУЖЧИНА. Извините, что?

 

МАКС. Думаешь, я не понял, в чем дело? Хочешь, я тебе сейчас врежу, мудак?

 

Мужчина выбегает из туалета. Макс застегивает ширинку, улыбается.  

 

В туалет заходит охранник.

 

ОХРАННИК.  Вам краще покинути наше кафе.

 

МАКС. Думаешь? Ты знаешь, с кем говоришь? Джунгли воспитали меня.

 

Моет руки.

 

ОХРАННИК. Пошел  нахуй. Або я тебе викину.

 

Макс вытирает руки туалетной бумагой. Мнет ее, бросает в лицо охраннику.

 

МАКС. Попробуй, козел.

 

Затемнение

 

Ночь. Стеклянный павильон на обочине трассы. У павильона останавливается мотоцикл, за рулем  Макс, за его спиной девушка лет двадцати – Надя.

 

НАДЯ. Спасибо, что подкинул. Там все-равно было нечего делать. Мне нравятся, когда мужики дерутся. Ты как?

 

МАКС. Нормально. Ему тоже досталось. Жалко книгу – потерял ее там. У тебя через сколько начинается смена?

 

НАДЯ. Уже началась. С двух часов ночи.

 

МАКС. Продашь мне хот-дог?

 

Надя открывает отпирает дверь павильона, заходит вовнутрь. Следом идет Макс.

 

МАКС. Ничего. Тут даже уютно. Много работы по ночам?

 

НАДЯ. Дальнобойщики останавливаются.  У них часов в четыре-пять начинается движуха. До этого часа тихо. Ты русский?

 

МАКС. Да. Отец переехал сюда в восемьдесят втором, по направлению из института. А потом весь их СССР накрылся медным тазом.

 

НАДЯ. Сочувствую. Тут не очень прикольно быть русским. Это ж вроде теперь - как заграница. И  вас не все любят.

 

МАКС. А мне плевать. У меня здесь своя земля. Свой дом, в пригороде. Коттедж. Да, очень похоже на него. 

 

НАДЯ. Женатый или нет? Скажи сразу – я не обижусь. Бывают такие парни, что снимают кольцо и дурят девушек, а потом проблемы. Если ты женатый, скажи, будем просто дружить. Тебе хот – дог с чем? Сырный соус, майонез, горчица?

 

МАКС. Майонез. Нет, не женат.

 

НАДЯ. Свое жилье – это круто! Я не отсюда, приехала с Тернополя, снимаю на пару с подругой. Это дорого. Приходиться брать ночные смены, чтобы хватала бабла.

 

Макс кладет деньги на прилавок.

 

МАКС. Наверное, тоскливо – стоять тут в ночи.

 

НАДЯ. Раньше был телевизор, но однажды залезли нарки, свистнули, разбили стекло.

 

МАКС. Сочувствую. Скучно без телика.

 

НАДЯ. Да. В телике жизнь. Ты смотрел шоу «Замуж наугад»?

 

МАКС. Неа. Это про что?

 

НАДЯ. Про любовь!

 

У павильона останавливается машина.В павильон заходит женщина. На ней черное платье в белый горошек.Макс отходит в сторону от прилавка, делает вид, что рассматривает товары, выставленные на витрине.

 

ЖЕНЩИНА. Большую колу, два спанч хот-дога, одну колу стандарт, один маффин с вишней, все это с собой.

 

НАДЯ. Извините, у нас только хот-доги и кола.

 

Женщина поднимает глаза на Надю.

 

Женщина выражает недовольство всем своим видом.

 

ЖЕНЩИНА. Два хот-дога и колу. Вы хотя бы принимаете карточки?

 

НАДЯ. Карточки?

 

ЖЕНЩИНА. Кредитные карточки.

 

НАДЯ. Нет, извините, у нас нет терминала.

 

Надя кладет булочки в микроволновку.

 

ЖЕНЩИНА. Подождите. Перчатки. Почему вы их не надели?

 

НАДЯ.  Какие?

 

ЖЕНЩИНА. Одноразовые перчатки. У вас, я так вижу не принято. Дайте только колу. Комнатной температуры, пожалуйста.

 

НАДЯ. У нас только из холодильника.

 

ЖЕНЩИНА. Давайте такую. Девушка! Я уже давно жду!

 

Надя достает колу из холодильника. Женщина расплачивается, выходит.

 

НАДЯ (восхищенно) Обалдеть! Такая потрясная! Ты видел, как она себя вела? Обалдеть.

 

МАКС. Дура какая-то. Столичная хрень

 

НАДЯ. Да ты что! Вела себя, как королева! Ты видел, какая у нее сумка? «Гуччи»! 

 

МАКС. Китайская.

 

НАДЯ. Нет! Настоящая! Такие вещи выглядят по-другому. А туфли! «Макларен»! Я такие только в журнале видела. Чувствуешь запах? Парфюм?  Не дешевка!

 

МАКС. И что! Хочешь, я куплю тебе такой? 

 

НАДЯ. Погоди,   главное – ты понял? Горох снова в моде!

 

МАКС. Какой горох?

 

НАДЯ. Платье! Черное в горошек. Скажи, а ты нормально получаешь?

 

МАКС. Я? Ну. Есть деньги.

 

НАДЯ. Ты знаешь, я когда к вам сюда переехала – вообще поразилась.  Столько возможностей для внутреннего роста! Кафе, магазины, развлечения всякие. Дома есть старинные, памятник Моцарту. Семьсот тысяч человек – почти миллион. Но девчонки говорят – здесь отстой. Надо ехать дальше. В Москву, Будапешт или Варшаву, может, еще куда? Там, где много работы. Так грустно, Макс! Мне ведь уже двадцать три. Пара лет и все – застряну тут. Тебе сколько?

 

МАКС. Тридцать шесть.

 

НАДЯ. Тридцать пять – это, наверное, лучше. Круглая дата. А Тридцать шесть – это уже к сорока.

 

МАКС. Спасибо, утешила. Поеду. Охота спать.

 

НАДЯ. Завтра приедешь, Макс? Завтра опять моя смена.

 

МАКС. А что – тебе со мной нравится?

 

НАДЯ. Ты прикольный. Хорошо поддерживаешь разговор. Тебе оставить мобильный?

 

Макс надевает на голову мотоциклетный шлем.

 

МАКС. Потом запишу. До скорого.

 

НАДЯ. Пока, красавчик!

 

 

 

Картина 3

 

Макс в пиджаке, он спит на деревянном лежаке. Весь пиджак в серой пыли. Утро.

 

В дом вбегает Адам, начинает будить Макса.

 

АДАМ. Вставай, Макс, вставай!

 

МАКС. Что?

 

АДАМ  Произошла беда!

 

МАКС.  Слушай, что тебе надо? У меня болит голова...

 

АДАМ. Это потому, что ты пил в городе, Макс.

 

МАКС. Говори быстро, и налей мне воды.

 

Адам наливает воду, протягивает стакан Максу.

 

АДАМ. Ты знаешь, я люблю гулять  рядом с трассой. Там, где я смотрю, как проезжают большие машины. Вот даже блокнот, куда я их записываю – видишь эти черточки, Макс? Черточка – фура, черточка – фура!Машины едут рано утром, но сегодня я проспал. Думаю, приду поздно и не увижу ни одной фуры. И точно!

 

МАКС. Все? Дай мне поспать.  

 

АДАМ. Нет, подожди! Машин не было, это точно, и я ничего не записал в блокнот. Но там, на трассе, лежала женщина в крови.

 

МАКС садится в кровати.

 

МАКС. Ее кто-то выкинул из тачки! Ты ничего не трогал там? Скажи, дурачок?! Подумают на нас!

 

 

МАКС встает с кровати. Снимает пиджак. Встряхивает его. Cерая пыль повисает в воздухе. Макс берет со стола бутылку, наливает водку на дно стакана.

 

АДАМ. У тебя тут почти борода, Макс (трет свой подбородок)

 

МАКС. Понимаешь. Когда человек пьет или занят другим делом – он не бреется. А волосы – они растут. И когда человек спит, они растут тоже. Даже когда человек умирает, волосы продолжают расти. Им никто не дает команды остановиться. Налей мне еще.

 

Адам наливает. Макс пьет.

 

МАКС. Знаешь, что это значит?

 

 АДАМ. Ты про что, Макс?

 

МАКС. Я про волосы. Если волосам никто не дает команды остановиться, это значит, что боженьки нет.

 

АДАМ. Ты разрешишь мне сказать?

 

МАКС. Да, говори.

 

АДАМ. Я хотел сказать сразу, но испугался. Я знаю, кто эта женщина.

 

МАКС. Кто?

 

АДАМ. Это леди Эсмеральда, принцесса Звездной Федерации. Ей будет нужен звездолет, Макс, чтобы вернуться обратно.

 

МАКС. Твою мать… Я выкину эту книгу.  Дай ее сюда!

 

АДАМ. Не надо, Макс!

 

МАКС. Сказал, дай!

 

Подходит к аккуратно заправленной кровати  Адама. Сбрасывает одеяло, поднимает подушку. Под подушкой лежит книга. Макс открывает ее. С наслаждением выдирает страницу.

 

АДАМ. Нет!

 

Макс выдирает новую страницу. Комкает. Рвет новые страницы, раскидывает их по комнате.

 

МАКС. Теперь,  вперед, дурачок!

 

Затемнение

 

Картина 4

 

Автомобильная трасса. Проносятся грузовики. Голоса Адама и Макса едва слышны из-за проезжающих машин.

 

МАКС. Где?

 

АДАМ. Лежала здесь.

 

МАКС. А где следы крови?

 

 АДАМ. Может быть, затерли колеса грузовиков?

 

МАКС. Ты мне наврал! Ничего не было!

 

АДАМ. Нет, было! Было, Макс! Точно! Но мог прилететь звездолет, он забрал леди Эсмеральду…

 

Рядом с Адамом и Максом тормозит полицейская машина.  Из нее выходит полицейский, подходит к братьям.

 

ПОЛИЦЕЙСКИЙ. Що ви тут робите? Документи є?

 

Макс протягивает документы. Полицейский смотрит в них.

ПОЛИЦЕЙСКИЙ. Макс. Это ты, да?  А это... Адам?  Это что – у тебя такое имя? Поляк?

 

АДАМ. Хорошее имя, мне нравится. Но лучше бы меня назвали капитан Лей.

 

МАКС. Извините его, господин полицейский. Он у нас малость больной. 

 

ПОЛИЦЕЙСКИЙ. Що у него болить?

 

МАКС. Думаю,  что голова.

 

ПОЛИЦЕЙСКИЙ. Тогда, почему он не в больнице?

 

МАКС. Он неопасный. Мне разрешили держать его дома. Я его опекун. И брат. Младший брат.

 

ПОЛИЦЕЙСКИЙ. Где вы живете?

 

МАКС. Соляной карьер, знаете? Тут, километра три.  Там, где добывали калийную соль, для удобрений.

 

ПОЛИЦЕЙСКИЙ. Карьер не работает много лет.

 

МАКС. Наш отец был сторожем на карьере. Построил там дом. У меня есть документы. На дом и на землю. Все по закону, господин полицейский.

 

ПОЛИЦЕЙСКИЙ. Ночью, хтось розбив витрину магазина стройинструментов.

 

МАКС. Это не мы! (смотрит на Адама)

 

АДАМ. Точно!

 

ПОЛИЦЕЙСКИЙ.  В соседнем поселке убили старика. Кто-то с ним пил, а потом дал по затылку битой.

 

МАКС. Старик? Нет, это тоже не мы, господин полицейский.

 

АДАМ. Это честно, не мы! Вы можете посмотреть запись с видеокамеры!

 

ПОЛИЦЕЙСКИЙ. Ты думаешь, у нас везде камеры? Косишь пiд дурня?

 

МАКС (мрачно). Он не косит. Он, действительно, дурачок.

 

ПОЛИЦЕЙСКИЙ. Так чому в тебе ім'я - Адам? Це щось означає?

 

МАКС. Ничего не значит! Ровным счетом – ничего.

 

ПОЛИЦЕЙСКИЙ. Помолчи. Я  его спрашиваю!

 

АДАМ (важно). Думаю, это никакого отношения не имеет к той истории... Я так думаю, потому что не знаю ни одной женщины, которую бы звали Ева.

 

ПОЛИЦЕЙСКИЙ ( восхищенно). Ось, придурок!

 

Пауза

 

ПОЛИЦЕЙСКИЙ.  У мене в п'ятницю день народження у дочки. Я хочу, чтобы ты веселил ее гостей. До вас на кар'єр хорошая дорога?

 

МАКС. Весной, когда тает снег, соль превращается в кашу. Но сейчас сухо.

 

ПОЛИЦЕЙСКИЙ.  Я заберу тебе в п'ятницю. Будь готовый. Оденься в чистое. Щоб не було цієї білої херні.  Что вы такие пыльные? Обтрусітесь!

 

Полицейский отходит к машине.                                                                                    

 

АДАМ. Мягкого воздуха, господин полицейский!

 

ПОЛИЦЕЙСКИЙ. Чого?

 

АДАМ. Мягкого воздуха. Так  всегда говорят друг другу пилоты Звездной Федерации, провожая друзей в дальние галактики.

 

Полицейский качает головой.

 

ПОЛИЦЕЙСКИЙ. Идиот.

 

Макс и Адам начинают чистить одежду. Полицейский уезжает.

 

АДАМ. У тебя еще на спине. Давай, отряхну. Что он возмутился про камеры? В фильмах они всегда их смотрят.

 

Макс смотрит на асфальт, наклоняется, поднимает какой-то предмет.

 

МАКС. Похоже, твоя леди Эсмеральда, она действительно, улетела.

 

АДАМ. Я же говорил! Как хорошо, что ты мне поверил!

 

МАКС. Я не поверил. Я просто убедился, что ты не врешь, дурачок.

 

Показывает поднятый предмет.

 

МАКС. Золото. Золотая сережка.

 

Картина 5

 

Макс сидит за столом. Перед ним лежит книга. Макс разглаживает вырванные страницы, вклеивает в книгу. Макс слышит, как у дома останавливается автомобиль. Уезжает. Через минуту в дом входит Адам. В руках у него полиэтиленовые пакеты.

 

АДАМ. Он дал продукты. И пол-бутылки вина.

 

МАКС. Убери в холодильник. Я починил твою книгу. Трех страниц не хватает.  В самом конце.

 

АДАМ. Ничего. Можно написать их ручкой на листах бумаги. Я знаю все наизусть, Макс!

 

МАКС. Ну и как? Повеселил детишек? Что подарил пан полицейский своей дочке на день нарожденья? Дубинку и наручники?

 

АДАМ. Было много детей. Мы играли в футбол. Знаешь, оказывается есть специальный детский футбол. Игрушечные ворота. Мяч. Я был судьей, и дул в свисток.

 

Слышно, как у дома снова останавливается машина.

 

МАКС. Это место становится популярным.

 

Адам смотрит через щели в стене.

 

АДАМ. Вольво. Белого цвета.

 

В дом заходит мужчина. Это очень красивый мужчина. На нем пальто,  костюм, только ботинки все в белой пыли.

 

ВИЛЬГОЦКИЙ. Здравствуйте! Как хорошо, что я застал вас дома. Позволите, я присяду?

 

Макс убирает ногу со стула.

 

ВИЛЬГОЦКИЙ. Моя фамилия Вильгоцкий.

 

МАКС. Поляк?

 

МУЖЧИНА. Простите, что?

 

МАКС. У нас тут ищут одного поляка, который ограбил магазин строительных инструментов, потом отправился пить со стариком, а потом убил старика битой. Я вот интересуюсь: бита у вас есть?

 

ВИЛЬГОЦКИЙ. Нет. Я не играю в бейсбол. Послушайте. У меня есть к вам несколько вопросов. Я не займу у вас много времени.

 

МАКС. Какая роковая случайность. А у нас нет времени. Ни много, ни мало. Представляете? Вот ни минуточки. И нам с вами не по пути. 

 

ВИЛЬГОЦКИЙ. Что вы за человек – то такой?! Пять минут, не больше!


МАКС. Это частная собственность! Дом и поместье. Своя земля. Прошу вас, не злите меня, я очень эмоционален. Вам придется покинуть помещение.

 

Встает со стула.

 

ВИЛЬГОЦКИЙ. Хорошо… сто долларов. Двадцать долларов за минуту. Нормальная цена?

 

АДАМ. У вас ботинки запачкались. Не бойтесь, это соль. Но если ее не смыть...

 

ВИЛЬГОЦКИЙ. Какая соль?

 

МАКС. Не отвлекайтесь. Вы сказали – сто долларов.

 

ВИЛЬГОЦКИЙ. Да, сказал.  Все? Я могу теперь говорить? 

 

Вильгоцкий лезет в карман, небрежно бросает на стол две купюры по пятьдесят долларов. Макс недоверчиво рассматривает деньги.

 

МАКС. Это программа приколов? Вы с телевидения? У вас где-то камера на теле?

 

ВИЛЬГОЦКИЙ.  Секунду. Сейчас мое время. Я его купил. Могу я уже в конце концов  начать?

 

МАКС. Пожалуйста. Валяйте.  Вы теперь босс.

 

ВИЛЬГОЦКИЙ. Меня зовут Борис Вильгоцкий. И я – не поляк. 

 

Адам подходит к Максу, наклоняется к его уху.

 

АДАМ (громким шепотом) Макс!!!

 

МАКС. Потом.

 

АДАМ  Это срочно!

 

МАКС (официально) Прошу меня извинить. Таймер останавливается.

 

Убирает деньги в карман.

 

АДАМ. Я сунул руку в карман и нашел... Вот.

 

Протягивает вытянутую руку. На ладони у него лежит свисток.

 

АДАМ. Я забыл отдать футбольный свисток. Воровать вообще плохо, а воровать у пана полицейского...

 

МАКС. Так. Иди во двор. Возьми метлу. Я выйду через пятнадцать минут, чтобы все было чисто. Чтобы нигде не было соли. Ни крупинки. Ты понял?

 

АДАМ. Понял. Но как же свисток?

 

МАКС. Бегом. А то я достану пенопласт. Я уже очень злой, Адам. Ты меня знаешь. Лучше не спорь.

 

Адам выбегает из дома.

 

ВИЛЬГОЦКИЙ. Меня зовут Борис Вильгоцкий. Я ищу свою жену.  Дело в том... Мы собирались с женой отдохнуть. Путешествие. Пять лет свадьбы. Но вчера она пропала. И я готов заплатить, чтобы узнать, где cейчас Елена.

 

МАКС. А что вы в полицию не идете с такими вопросами? Ау! Есть кто дома? Вы нормальный вообще?

 

ВИЛЬГОЦКИЙ. Я поступаю так, как считаю нужным.

 

МАКС. Аа. Наверное, не пропала она. А сбежала. Поссорились что ли? С дорогой супругой?

 

ВИЛЬГОЦКИЙ. Не ваше дело. Слушайте! Скажите, только правду. Может быть, вы видели сегодня женщину? Ее сложно не запомнить. Может быть, она заглядывала к вам или проходила мимо…Ну, говорите!  Не молчите. Я заплачу за любую информацию о ней.

 

Пауза

 

МАКС. Погодите… А вы, случайно, не про ту - женщину на шоссе?

 

Вильгоцкий вздрагивает.

 

ВИЛЬГОЦКИЙ. Да! Ну? Где она? Где?

 

МАКС. Э… Конечно, это не я первый заговорил про деньги… Вы там чего-то заплатить хотели? Мне не показалось?

 

ВИЛЬГОЦКИЙ.  Я же вам сказал – заплачу! Где моя жена?!

 

Резко встает, сгибается, хватается за стол.

 

МАКС. Радикулит?

 

ВИЛЬГОЦКИЙ. Помолчите.

 

МАКС. Так мне говорить или молчать? Вы путаетесь в инструкциях, босс.

 

Вильгоцкий начинает считать себе пульс.

 

ВИЛЬГОЦКИЙ.  У меня давление поднялось. Я ночь на ногах,  с того времени, как пропала Елена. Можно, я прилягу?

 

МАКС. Тут не отель.

 

ВИЛЬГОЦКИЙ. Там, в правом кармане портфеля шприц. И ампулы.

 

МАКС. Так ты наркоша, друг? В моем доме  им не место.

 

ВИЛЬГОЦКИЙ. Ампула с инсулином. У меня диабет. Сахар поднялся в крови. Мне нельзя волноваться. Может быть инсульт. 

 

Вильгоцкий ложится на кровать. Макс протягивает ему шприц.

 

ВИЛЬГОЦКИЙ. Можете поставить укол?

 

МАКС. Ну уж, воткните как-нибудь сами.

 

ВИЛЬГОЦКИЙ. Если я потеряю сознание, отвезете меня в больницу?


МАКС. Конечно! Как я  оставлю вас в такой беде!

 

Сплевывает на пол.

Садится за стол. Начинает снова клеить книжку.

 

МАКС. Страница 75. Леди Эсмеральда не знала, в какой из темниц Астарда то...

 

Пауза

 

МАКС. Семьдесят пять. Значит, здесь у нас 73, 74... Угу... В какой из

Темниц Астарда то... (переворачивает страницу) ...мится. Что за митца.  Томится. Ее возлюбленный, капитан Лей.

 

Эй, там, на кровати! Живы еще? Ау! Смотрите, он заснул.

 

...В который раз, злобные аскоритяне пытались выпытать у него, где спрятан изумруд Древних, с помощью которого, можно было открыть вход в пещеры Муцитатля, пещеры, наполненные сокровищами из казны Империи... леди Эсмеральда спешила на помощь. Сидя в рубке звездолета, она раз за разом перечитывала короткое письмо капитана: «Я слишком слаб, чтобы сопротивляться любви».

 

Оглядывается на дверь.  Там стоит Адам. Он счастлив.

 

АДАМ. Тебе тоже нравится? Это мое любимое место!

 

МАКС. Сгинь, дурачок!

 

АДАМ. Макс, я хочу сказать. По-моему, этот человек – псих. Я бы его опасался.

 

Макс берет в руки мотоциклетный шлем. Надевает на голову.

 

МАКС. Закройся изнутри. Я вернусь поздно.

 

 

 

Затемнение

 

Картина 6

 

Ночь. Стеклянный павильон. Надя за прилавком. Макс устанавливает маленький телевизор.

 

МАКС. Готово!

 

Включает телевизор. На экране белый шум.

 

МАКС. Надо антенну. Я привезу в следующий раз.

 

НАДЯ. Ты супер! (целует Макса)

 

МАКС. Можно, я зайду за прилавок?

 

НАДЯ. Нет. Это не положено. Лучше, давай поговорим. Расскажи про себя, про свою семью. Ты где работаешь?

 

МАКС. Свой бизнес.Калийная соль. Сырье для производства  удобрений. 

 

НАДЯ. Это прикольно. Когда работаешь на себя. Наверное, многое можешь себе позволить? У тебя есть своя машина или только мотоцикл?

 

 МАКС. У меня Вольво. Белого цвета.

 

НАДЯ. А брат? Он тоже в твоем бизнесе?

 

МАКС. Нет. Он получает пенсию.

 

НАДЯ. Старенький такой?

 

МАКС. Почему? Пенсия по инвалидности. Он был пожарным. Героем. Спас на пожаре несколько человек. Сильно обгорел. Сейчас вообще нет пол-лица.

 

НАДЯ. Бедненький!

 

МАКС. Я ему помогаю. Содержу человека, поддерживаю морально. Можно тебя поцеловать?

 

НАДЯ. Конечно, нет!

 

Макс перегибается через прилавок, целует Надю. Потом пытается поцеловать шею. Надя вырывается.

 

НАДЯ. Ну все, все. Это уже лишнее!

 

МАКС. Ты хотела купить духи... Я в этом не очень разбираюсь...

 

Достает деньги.

 

МАКС. Купи какие хочешь. Чтобы не дешевка. Хватит?

 

НАДЯ. 50 баксов?! Конечно, хватит, Макс! С ума сойти! И девки мне еще говорили, что не надо ходить в тот клуб, типа никого путного там не встретишь! Просто с ума сойти, как мы с тобой познакомились!  Мне так прикольно с тобой! Ты знаешь, парни, с которыми я встречались, многие из них были ниочем. Ни пригласить девушку куда-нибудь, ни сделать ей достойный презент. Правильно, деньги – не главное, но нужно ведь уважение к партнеру. А когда парень предлагает  Это в машине, потому что снимает комнату на пару с корешем – это отстой. А ты не дешевка, Макс!

 

МАКС. Да. Я не дешевка. Я тебе нравлюсь?

 

Обнимает Надю. Целует ее.

 

НАДЯ. Нравишься. Пусти.. кто-нибудь увидит.

 

МАКС. Увидит – пусть завидует. Когда?

 

НАДЯ. Я не знаю.  Мне пока только спать хочется. Прихожу с работы и бухаюсь спать. Еще напарница заболела. И мне опять завтра на смену. Ненавижу все это!

 

МАКС. Я приду завтра. Привезу антенну для телевизора. Будешь меня ждать?

 

НАДЯ. Конечно, Макс.  Спасибо за духи.

 

Макс надевает на голову мотоциклетный шлем.

 

НАДЯ. Пока, солнышко!

 

Картина 7

 

Ночь. Из дома на выходит Адам. На нем дождевик, резиновые сапоги, застиранная майка с эмблемой супермена.  В руке Адама алюминиевая канистра.  Он подходит к самому краю карьера. Спотыкается – вовремя останавливается. Тогда Адам открывает канистру, начинает лить бензин на землю.  У дома тормозит мотоцикл – это Макс вернулся из города.

 

Адам хлопает себя по карманам, ищет спички.

 

АДАМ (торжественно) Спички! Мне нужны спички! Нужно подать сигнал для звездолета! Он должен   найти леди Эсмеральду!

 

Макс бросает мотоцикл, подбегает к брату. Бъет Адама  по уху.

 

Адам просыпается.

 

АДАМ. (принюхивается) Тут  пахнет бензином.

 

МАКС.  Чтоб ты сдох, Адам! Как я мечтаю, чтобы ты сдох! Тогда я соберу шмотки. Смоюсь в город.  Ты, кстати, стоишь  на самом краю. Отодвинься, капитан Лей.

 

Адам послушно отходит от края. Достает из кармана свисток.

 

АДАМ. Мне стыдно. Я не отдал свисток...

 

Макс бросает свисток в карьер

 

МАКС. Видишь?

 

Достает 50 долларов. Адам осторожно касается купюры.

 

АДАМ. Большие деньги, Макс.

 

МАКС. Это 50 баксов, Адам. Начало большого пути. Этого психа – его мне бог послал.  А когда я вытяну из него пару штук – я уеду, а ты делай, что хочешь. Сожги тут все нахрен. Сожги - ведь тебе сигнальные огни требуются – пустяк –то какой! А хочешь – построй космопорт для приема инопланетян.  Я могу даже посоветовать место для взлетной полосы.

 

АДАМ. Как можно сжечь наш дом, Макс? Его строил папа.

 

МАКС. Испугался, да? Как хорошо было, когда меня выпустили из тюряги. Я приезжаю в этот милый дом – окна заколочены, а вокруг ни души. Зачем я забрал тебя из дурки тогда? Кто-нибудь объяснит, зачем? Запомни, Адам. Не дай бог, если ты хоть что-нибудь скажешь про то, что ты видел кого-то на шоссе. Что я там нашел золотую сережку. Понял?

 

АДАМ. Да, Макс. Я понял. Я молчу. Нем, как рыба. Нем, как рыба.

 

МАКС. Пошел в дом. 

 

АДАМ. Рот на замок!

 

МАКС. Пошел, я сказал!

 

Пихает Адама в спину, тот идет в дом.

 

 

Картина 8

 

Утро. На одном из лежаков спит Макс, на другом Вильгоцкий. Рядом, на полу спит Адам. Макс просыпается. Встает с кровати. Подходит к Вильгоцкому, рассталкивает его.

 

 

МАКС. Эй, ты там живой? Вставай, дружок.

 

Вильгоцкий просыпается, с удивлением озирается по сторонам.

 

МАКС. С вас сто двадцать пять долларов.

 

ВИЛЬГОЦКИЙ. Это почему?

 

МАКС. Потому что здесь не отель. Сто за кровать. Двадцать – за парковку «Вольво», пять – спальные принадлежности.

 

Вильгоцкий достает деньги.

 

МАКС. Завтракать будете?  Это платно.

 

ВИЛЬГОЦКИЙ. Каша? Я надеюсь, вы сварили ее не из той белой крупы, которая тут везде?

 

МАКС. Это соль. Калийная соль. Дешевое удобрение, незаменимое для сельского хозяйства! Здесь раньше был карьер по добыче. Тут же фасовка. Каждый день шли фуры – в Польшу, Румынию, Германию.

 

ВИЛЬГОЦКИЙ. Какая масса бесполезной информации.  Карьер не работает, как я понимаю?

 

МАКС. Ага. Потому что пять лет назад изобрели этот... как его...какой-то химикат. Короче, его оказалось производить дешевле, чем добывать соль. Я все время забываю название. Скажи, дурачок!

 

АДАМ.  Нем как рыба. Нем как рыба, Макс!

 

МАКС. Неважно. Приятного аппетита.

 

Вильгоцкий ест кашу.

 

ВИЛЬГОЦКИЙ. Рисовая? Вы вчера говорили про какую-то женщину на шоссе...

 

МАКС. Какая у вас хорошая память! Кофе?

 

ВИЛЬГОЦКИЙ. Спасибо.

 

МАКС. Спасибо, да или спасибо, нет?

 

ВИЛЬГОЦКИЙ. Послушайте, я ведь пытаюсь по-хорошему.  А мог бы обратиться в полицию...

 

МАКС. Да ты что?! Только ты, друг, не обратился в полицию. Это раз. Ты почему-то уверен, что твоя жена была где-то рядом. Два. Значит, ты нам врешь. Три. Заметь, не только мне это кажется. Адам?! Тебе тоже кажется, что этот дядя нам врет? Или вы говорите начистоту, или распрощаемся. Наше правило – бизнес с чистыми руками, правда, Адам?

 

ВИЛЬГОЦКИЙ. Я не могу вам рассказать все.  

 

МАКС. Я не настаиваю. Вам кофе с молоком?

 

ВИЛЬГОЦКИЙ. Нет. Без молока и без сахара. Где у вас туалет?

 

МАКС. Удобства во дворе.

 

Вильгоцкий выходит.

 

МАКС. Не дай бог, ты ему скажешь хоть слово. И, особенно, про ту женщину, которую ты видел там, на шоссе.

 

АДАМ. Нем, как рыба! Ты можешь дать мне немного денег, Макс?

 

МАКС. Зачем?

 

АДАМ. Надо сходить в поселок, купить замок на сарай.  Если у нас посторонние, ты сам понимаешь,   ухо должно быть востро!

 

МАКС. Это лишнее.

 

АДАМ. Надо купить замок, Макс!

 

МАКС. Хорошо, хорошо, только остань.

 

Получив деньги, Адам быстро идет к выходу, сталкивается с Вильгоцким, выходит.

Вильгоцкий садится на стул, перед Максом.

 

ВИЛЬГОЦКИЙ. Я вижу, вам можно доверять.

 

МАКС. Ну да, я не стукач.

 

ВИЛЬГОЦКИЙ. Но только то, что я скажу – пусть это останется между нами. Дело в том, что у нас с Еленой... с моей женой...  как в любом браке, было хорошее, плохое, ну, вы знаете...

 

МАКС.  Откуда мне знать? Я не женат.

 

ВИЛЬГОЦКИЙ. Знаете… Это даже хорошо, что вы такой упорный, ничего не говорите мне, я бы даже сказал, упрямый, как баран.

 

МАКС. Что ты сказал?

 

ВИЛЬГОЦКИЙ. Не перебивайте меня. Пожалуйста! Я, наверное, кажусь, вам странным…

 

МАКС. Есть немного.

 

ВИЛЬГОЦКИЙ. Если я вас обидел, прошу простить. Я немного не в себе.   Мне сейчас просто надо выговориться. И хорошо, что вы мне встретились. Вы меня не знаете, я вас не знаю. Очень хорошо. Очень хорошо. Начну сначала. Я сам знаю, ей со мной непросто. Дело в том, что я – творческая личность. Писатель....

 

МАКС. «Звездолеты Арслана» - это не ваших рук произведение?

 

ВИЛЬГОЦКИЙ. Нет. Я  пишу пьесы для театра. «Остров Мирный», «Подземный Бог»,  не видели таких спектаклей?

 

МАКС. Не, я в театр как-то не очень… Про что это?

 

ВИЛЬГОЦКИЙ. Как вам сказать… Если говорить о месседже…идеях. Но это для простого человека понять сложно. Ведь сюжет – это только форма, оболочка для реализации… Вот, к примеру, «Остров Мирный» - действие происходит на острове. Замкнутое пространство! Абсолютная невозможность вырваться! Там пограничники служат, на острове – и юноша, простой солдат, влюбляется в жену капитана…

 

МАКС.  И чем заканчивается?

 

ВИЛЬГОЦКИЙ. Этот бедный солдат, он не в силах справиться со своей страстью. Но счастье их невозможно. И тогда герой совершает самоубийство…

 

Пауза

 

МАКС. Из –за бабы?  Как-то мне не очень история. А другая?

 

ВИЛЬГОЦКИЙ. «Подземный Бог»? Это тоже - очень хорошая пьеса.  Ее действие происходит в метро.

 

МАКС. Там же шумно. Поезда ходят. Какой там может быть театр?

 

Пауза

 

МАКС. И вам за это платят деньги? Ладно. Что у вас там, с вашей женой? Валяйте дальше.

 

ВИЛЬГОЦКИЙ. Моя жена, Елена – она интересный, но своенравный человек. Она лидер, выраженный лидер. Вы понимаете?

 

МАКС. Типа баба - мужик? Там, в поселке была одна такая. Глаз вышибла своему хахалю.

 

ВИЛЬГОЦКИЙ. Наш брак всегда был территорией войны! Прекрасной, страстной войны. Войны за власть.  Она заставляла меня покоряться, она хотела, чтобы я принадлежал ей полностью. И мне было приятно ей покоряться. Но я мужчина. И время от времени я пытался сбросить ярмо этого сладкого рабства. Пытался найти союзников на других территориях... Поднимал восстание.

 

МАКС. Блядовали что ли?

 

Вильгоцкий укоризненно смотрит на Макса, выдерживает паузу

 

ВИЛЬГОЦКИЙ. Я продолжу. Все еще осложнялось тем, что она  - из очень состоятельной семьи.  Ее отец, в девяностых, – он сделал хороший бизнес. Недвижимость за границей, завод по производству красок в Чехии, какое-то горно-добывающее предприятие на Украине...

 

МАКС. Кто-то приподнялся, кто-то опустился. Вот, батя наш, с Адамом: был начальником смены, а как карьер накрылся, стал сторожем. Не пойму вас – женились на бабках, а туда же, как этот... как его…Спартак,  восстание поднимать. С жиру беситесь! 

 

ВИЛЬГОЦКИЙ. Я не буду комментировать эту глупость.

 

Пауза

 

ВИЛЬГОЦКИЙ. У вас нет выпить?

 

МАКС. Конечно. Бар в нашем отеле работает в любую погоду. 

 

ВИЛЬГОЦКИЙ. Виски есть?

 

МАКС. Пожалуйста. Десять долларов пятьдесят грамм.

 

ВИЛЬГОЦКИЙ. Налейте сто.

 

Кладет на стол двадцать долларов. Макс наливает виски. Вильгоцкий пьет.

 

ВИЛЬГОЦКИЙ. В августе мы хотели отметить пять лет брака. Отправились в путешествие на авто. Позавчера остановились в отеле. Выпили, решили проехать по окрестностям. Поцапались по-глупости...

 

МАКС. На суде все так говорят.

 

ВИЛЬГОЦКИЙ. Прекратите. Год назад она мне изменила. С простым человеком. С человеком не нашего круга.  Такое в голове не укладывается.

 

МАКС. Вы ей накостыляли?

 

ВИЛЬГОЦКИЙ. Нет. Но забыть и простить не мог. Снова и снова переживал эту измену. Это страшно, как вас там... Макс.

 

МАКС. Еще по сто?

 

Вильгоцкий кивает. Макс наливает себе и Вильгоцкому.

 

ВИЛЬГОЦКИЙ. Вы знаете – каково это? Я научился забывать. Забывать предательство, обиды. Знаете, что это?

 

Достает что-то из кармана.

 

ВИЛЬГОЦКИЙ. Стирательная резинка. Когда мне хреново – я делаю вот так. Стираю. Потом не помню. Я научился забывать. По – настоящему. Помогает, правда! Вот спросите меня, к примеру, кто мой отец!

 

МАКС. Зачем?

 

ВИЛЬГОЦКИЙ. Спросите, спросите!

 

МАКС. Ну, и кто ваш отец?

 

ВИЛЬГОЦКИЙ. Не помню! Не знаю. Не имею чести быть знакомым.

 

МАКС. Слушайте, вы на голову больной. Нет. Нет, реально круто, правда! Вас послушать – как книжку почитать!

 

ВИЛЬГОЦКИЙ. Это вынужденная мера. При диабете совершенно нельзя волноваться. Но в последний раз стирательная резинка не сработала. И в машине – я снова ей это припомнил. Она заорала на меня, приказала остановить машину.

 

Макс наливает виски Вильгоцкому.

 

ВИЛЬГОЦКИЙ. Спасибо. Когда Елена вышла, я ударил по газам. Не помню, ехал недолго. Километров пять. Потом, пришел в себя. Поехал обратно. Но ее уже не было. Вернулся в гостиницу, нет. Объехал окрестности. Но без толку – да и темно было, часов пять утра.

 

МАКС. В это время по трассе начинают идти фуры, пытаются пройти рано, до пробок.

 

ВИЛЬГОЦКИЙ. Не знаю, наверное. Теперь вы понимаете, в каком я положении?

 

МАКС. Скажите, а это не вы раскокали витрину магазина стройинструментов?

 

ВИЛЬГОЦКИЙ. Я. Мне был нужен фонарик.

 

МАКС. Надеюсь, старик вам не попадался?

 

ВИЛЬГОЦКИЙ. Какой старик?

 

МАКС. Не важно. Остановила ваша тетка какую-нибудь фуру и сейчас километров триста отсюда.

 

ВИЛЬГОЦКИЙ. Нет. Я ее знаю. Так бы она не поступила – это бы считалось отступлением. Скорее, атака! Назло мне, отомстить! Она рядом. Знает, что я ее ищу. И от того месть слаще. Вот как она отомстит: склеит первого встречного! Понимаете, что в такой ситуации вызывать полицию – это позор? Я найду ее сам. Днем я приехал на то место, где ее высадил. Место приметное, там поворот и дорожный знак. А в километре от него видно ваш дом.

 

МАКС. Вот оно что… А вы продуманный типок… Не дурак. Ноги вас сюда неспроста привели. Так ведь?

 

ВИЛЬГОЦКИЙ. Так ведь.  И, знаете, я рад, что мы с ней поругались.

 

МАКС. Тоже, тема. Я б, на вашем месте, пользовался. Тут есть неплохие девочки, в городе. Я, имею ввиду, для вас. Я то пользуюсь бесплатными вариантами, а это не гарантирует качество.

 

ВИЛЬГОЦКИЙ. Да вы что? Я рад, что благодаря тому, что мы расстались, а это временно, временно! Но в результате этого разлучения - у меня снова пробудилась любовь к ней. Когда живешь с одним человеком долго, очень долго, целую жизнь, он будто прирастает к тебе. Но это не так, как говорят в церкви про две половинки, это другое чувство, мне кажется, я чувствую его кожей.  Семья, как какой-то нарост. Вот, сидишь, в комнате, а в другом углу этот человек, с которым ты в законном браке. И он там все время. И ты привык к его привычкам, хотя они тебя бесят, и к нему привык. Но мне так часто хочется побыть одному!

 

МАКС.  Понимаю. У меня есть брательник. Тоже меня достал.

 

ВИЛЬГОЦКИЙ. Нет, не понимаешь. Кричать хочется от тоски. Мне сейчас так ее не хватает.

 

Картина 9

 

 

Деревенский магазин. У витрины стоит Адам. Продавщица разглядывает его.

 

ПРОДАВЩИЦА. Будеш що-небудь брати?

 

АДАМ. Я считаю. Мне еще должно хватить на замок.

 

ПРОДАВЩИЦА. Що хочеш купити?

 

АДАМ. Молоко и клубнику.

 

ПРОДАВЩИЦА. Ты такой ребенок.

 

АДАМ. Я не маленький. Я просто отстающий в развитии.

 

ПРОДАВЩИЦА.  Підійди сюди, Адам. Я дам тебе клубнику.

 

Адам подходит к прилавку.

 

ПРОДАВЩИЦА. Открой рот.

 

Кладет ему в рот ягоду.

 

ПРОДАВЩИЦА.  А чому тебе звати Адам? Твои родители были верующие?

 

АДАМ. Про маму не знаю. А папа  - он не любил бога. Он говорил, что бог его обидел.

 

Продавщица смеется.

 

АДАМ. Через тебя, Адам! Через тебя! Открой рот.

 

Адам открывает рот, продавщица кладет еще одну ягоду.

 

ПРОДАВЩИЦА. Тоді, чому він назвав тебе так, а не в честь певца или киноактера?

 

АДАМ. Сам удивляюсь.

 

Продавщица смеется.

 

АДАМ. Он говорил так: ты первенец, Адам. До тебя, земля моя и матери твоей была пуста. Это из какой-то книжки, по-моему. Но у нас такой нет. У нас есть только «Звездолеты Арслана».

 

Пауза

 

ПРОДАВЩИЦА. Какой же ты ребенок!  Ти цілував  когда-нибудь женщину? (кладет в рот клубнику)

 

АДАМ. Я слишком слаб,  чтобы сопротивляться любви. 

 

Пауза

 

ПРОДАВЩИЦА. Возьми клубнику, Адам. Не надо денег. Ты хорошо меня повеселил.

 

АДАМ. Спасибо.

 

Хочет уйти.

 

ПРОДАВЩИЦА. С твоим братом все хорошо? Він давно не заходить.

 

АДАМ (важно). Он беспокоит в последнее время.

 

ПРОДАВЩИЦА (с преувеличенной серьезностью). Ты уж пригляди за ним.

 

АДАМ. Обязательно. Он пропадет без меня.

 

Продавщица смеется.

 

 

Картина 10

 

Дом братьев. За столом сидят пьяные Вильгоцкий и Макс.

 

 

ВИЛЬГОЦКИЙ. Самые вкусные устрицы были в Нью-Йорке. Есть что пожрать?

 

МАКС. Картошка.

 

ВИЛЬГОЦКИЙ. Тащи. Так вот, устрицы. Помню, как-то в ресторане, в Нью-йорке, там был большой аквариум, и готовили их – этих устриц тут же, доставали из воды.

 

МАКС. На вкус это как? Отдает рыбой?

 

ВИЛЬГОЦКИЙ. Как я тебе могу объяснить? Просто, очень вкусно. В Лондоне, с устрицами мне не везло. Несколько раз попадались замороженные, а это совсем не то. В Китае свежие, но не те сорта. В Китае надо есть черепах.

 

МАКС. Картошка.

 

Ставит на стол сковороду.

 

ВИЛЬГОЦКИЙ. Знаешь, когда летишь над Нью-Йорком, это обалденное зрелище. Налей еще, пожалуйста. Сверху небоскребы похожи на коробки из-под обуви. Ни на что не похоже. Я когда увидел это первый раз, я сказал: Господи, как же велик человек и прекрасен!

 

МАКС. Я тоже видел. По телику видел этот  ваш Нью-Йорк. Что-то меня не вставило.

 

ВИЛЬГОЦКИЙ. Знаешь, какая разница между тобой и мной? Иди- иди сюда.

 

Подтягивает Макса к себе. Торжественно обращается в ухо.

 

ВИЛЬГОЦКИЙ. Никакой! Понял? Я такой же мудак, как и ты. Только у меня все есть. (смеется). А у тебя ничего, король соли. Я в школу в девятом классе ходил в штормовке деда. Такая хрень. Но мне повезло: тогда в кино пошел фильм про Рэмбо, помнишь, со Сталлоне? И там он бегал в такой же куртке. Пацаны меня сразу зауважали.  Я их все-равно ненавидел. Сходня  хлесталась со Старым городом, район Казимеж с Вагонкой. Драться ходили так: брали стальную арматуру и обматывали скотчем. Мне это было не интересно.

 

Пауза

 

Там, где я жил, был завод. И все работали на нем. Отец, соседи, соседи соседей. Как же я ненавидел все это быдло! А потом, однажды, решил написать обо всем этом. Я писал и ненависть моя была беспредельна.

 

МАКС. Все-таки, ты поляк.

 

ВИЛЬГОЦКИЙ. Отец – поляк, мать русская. Вильгота – по-польски, сырость, болото. Какая разница. Здесь, я поляк. В Англии –называю себя русским. Там не любят поляков. Они забирают у местных работу. Работают задарма. Я так тебе скажу, Макс, плевать – кто ты. Ненавидят не тех, кто поляк или араб или русский, а тех, кто бедный.

 

МАКС. А ты ничего, толковый мужик. Налить еще?

 

ВИЛЬГОЦКИЙ. Наливай. Значит, я писал про то, что я ненавижу, а все, кто читал, думали, что я пишу про то, что люблю. Херня, правда?

 

МАКС. Херня.

 

ВИЛЬГОЦКИЙ. Потом началась другая жизнь. А то прошлое… Я его забыл. Стирательная резинка. 

 

МАКС. Еще?

 

ВИЛЬГОЦКИЙ. Ну, налей. У меня там, в моем городе остались мать и сестра.

 

МАКС. Видишь их?

 

ВИЛЬГОЦКИЙ. Звоню. На рождество Христово.

 

Затемнение

 

К сараю подходит Адам. В руке у него бутылка с молоком. Адам отпирает замок, заходит внутрь.

 

Дом Адама и Макса.

 

Вильгоцкий спит, сидя за столом. Макс толкает его.

 

МАКС. Э! «Звездолеты Арслана»! Не спать!

 

Вильгоцкий просыпается, обводит комнату мутными глазами.

 

ВИЛЬГОЦКИЙ. Сколько тебе лет?

 

МАКС. Тридцать шесть.

 

ВИЛЬГОЦКИЙ. Ты был за границей?

 

МАКС. Нет. Я все время здесь.

 

ВИЛЬГОЦКИЙ. Это напрасно. Я стараюсь жить то в одной стране, то в другой. Мы с Еленой любим путешествовать. А как жить здесь?  Эта ваша серая пыль... От нее, наверное, бывают болезни.

 

МАКС.  Я не знаю. Мы здесь родились. Папа говорил, где родился, там и пригодился. И еще – где родился, там и умру.

 

Пауза

 

ВИЛЬГОЦКИЙ. Русские поговорки, да?

 

Макс смеется.

 

ВИЛЬГОЦКИЙ. Ты что?

 

МАКС.  Твоя жена не говорила, что это место плохое.

 

ВИЛЬГОЦКИЙ. Она была здесь? Была? Говори!

 

Хватает Макса за руку.

 

МАКС.  Хочешь убедиться в том, что твоя жена была в этом доме?  Хочешь знать правду?

 

Пауза

 

ВИЛЬГОЦКИЙ. Да. Хочу.

 

МАКС. Сколько заплатишь?

 

ВИЛЬГОЦКИЙ. Двести долларов.

 

МАКС. Тысячу баксов.

 

ВИЛЬГОЦКИЙ. Сколько?!

 

МАКС. Тысячу.

 

ВИЛЬГОЦКИЙ.  Доказательства?

 

МАКС. Они есть.

 

Вильгоцкий достает из бумажнику тысячу долларов.

 

МАКС. Узнаешь? Сережка твоей жены.

 

Достает золотую серьгу из кармана. Вильгоцкий зачарованно смотрит на нее. Макс прячет деньги.

 

Пауза

 

ВИЛЬГОЦКИЙ. Я был прав! Я был прав! Она никуда не делась. На ней ошейник, понимаешь? Она меня любит, отомстит, но все-равно придет, как побитая собака. А прощать или нет – я буду думать. Долго, и это будет мое время. Налей еще.

 

МАКС. Давайте рассчитаемся за предыдущую выпивку.

 

ВИЛЬГОЦКИЙ. Сколько?

 

МАКС. Еще двести баксов.

 

Вильгоцкий достает деньги.

 

ВИЛЬГОЦКИЙ.  Плевать.  Что она тут делала?

 

Выпивает

 

МАКС. Кто?

 

Вильгоцкий кашляет, он поперхнулся выпивкой.

 

ВИЛЬГОЦКИЙ. Жена.

 

МАКС. Чья?

 

ВИЛЬГОЦКИЙ. Моя.

 

МАКС. Ты половину пролил. У нас по справедливости. (наливает новую порцию виски) За счет заведения.

 

Вильгоцкий пьет.

 

МАКС. Плохо?

 

ВИЛЬГОЦКИЙ. Да. Что-то я опьянел.

 

МАКС. Много виски. Понимаю.  Может, тебе лечь?

 

ВИЛЬГОЦКИЙ. Угу.

 

МАКС. Погоди, сейчас расправлю. Наш отель гордится своим сервисом.

 

Укладывает Вильгоцкого на кровать.

В дом входит Адам.

 

АДАМ. Макс!

 

Макс подносит палец к губам. Садится за стол. Считает деньги.

 

АДАМ. Ты забрал у него деньги?

 

МАКС. Я их заработал! Урод! Все они уроды, Адам! Те, которые ходят в дорогих костюмах и ездят на таких тачках!
   

АДАМ. Я купил замок и повесил на сарае. А клубнику я сьел по дороге. Была еще сдача.

 

Кладет на стол монетки

 

МАКС. Молодец. Не мешай. Я из него выжму все – из этого урода.

 

АДАМ. Ты пьяный?

 

МАКС. Ага. Мне тридцать шесть лет, понимаешь! Все, опоздал на самолет. Ты сам рассказывал, как ты любишь подходить к краю карьера, откуда видно город, и смотреть на него ночью. Неужели ты не хочешь туда, где огни? Есть дорогую еду, спать с красивыми телками?

 

АДАМ. Мне хорошо смотреть на огоньки отсюда, Макс. Когда смотришь издалека, они похожи на звезды. Я думаю, если подойти близко, они уже не будут похожи на них.

 

МАКС. Ты дурак! Я выжму из него все бабки и уеду отсюда. С тобой или один. Ты понял?

А на прощание, подожгем все это гавно! Слетятся все твои звездолеты.

 

АДАМ (важно). Макс, это только книжка. Не принимай все так близко к сердцу. Давай, я уложу тебя спать.

 

МАКС. Хорошо. Я лягу, а ты посиди со мной.

 

Макс ложится на кровать. Адам садится рядом.

 

МАКС.  Спой мне песню.

 

АДАМ. Какую, Макс?

 

МАКС. Ты не помнишь? Я бегал по карьеру и разбил колено. В рану попала соль. Ты же знаешь, Адам, как она жжет! Помнишь? В детстве, когда мы дышали ей – мы кашляли, а когда она попадала на рану – это была задница. К соли надо привыкать долго.

 

Пауза.

 

МАКС. Тогда, Адам, когда жгло колено, я ворочался в кровати и долго не мог заснуть. И ты сел рядом. Гладил меня по голове. Помнишь? И пел какую-то песню. Ты, вроде, сочинял ее на ходу. Там даже слов не было. Просто пение. Спой мне песню, Адам.

 

Неожиданно, Макс садится на кровати.

 

АДАМ. Что?

 

МАКС. Я продал ему сережку и мне больше нечего ему продавать. А если нет историй, то нет бабла! Расскажи мне про ту женщину, на дороге. Какие у нее волосы?

 

АДАМ. Белые.

 

МАКС. Блондинка? Платье или джинсы?

 

АДАМ. Короткое платье. Очень красивое, черное платье в горошек.

 

Пауза

 

МАКС. Сумка от «Гуччи», туфли «Макларен». Я поеду.

 

АДАМ. В город? Не надо, Макс

 

МАКС. Я поеду. Дай мне шлем.

 

АДАМ. Нет!

 

Макс встает с кровати, берет мотоциклетный шлем, надевает на голову.

 

 

Затемнение.

 

Картина 11

 

Стеклянный павильон. Из подсобки выходит Надя, Макс. Надя застегивает лифчик, Макс надевает рубашку. Надя обнимает Макса.

 

МАКС. Извини, я не думал, что это так будет. Вот в таком месте…

 

Пауза

 

НАДЯ. Ты теперь жалеешь, да?

 

МАКС. Нет. Извини, мне надо ехать.

 

НАДЯ. Больше не приедешь?

 

МАКС. Почему? Приеду. Завтра. Или послезавтра. Обязательно.

 

НАДЯ.  Я так и думала! Ты женат! А сейчас, дело сделал, хочешь домой, к жене своей, детям – вы все мужики такие! Сволочь.

 

Макс смеется. Надя дает ему пощечину. 

 

МАКС. Выйдешь за меня замуж?

 

НАДЯ. Ты серьезно?

 

МАКС. Переедем ко мне, в мой дом. Заведем детей, купим большой телевизор. Нравится такая жизнь?

 

НАДЯ. Я понять не могу, ты серьезно?

 

МАКС. Серьезней некуда.

 

НАДЯ. Поверить не могу. Я согласна, Макс, я согласна.

 

Картина 12

 

Утро. Адам стоит у машины Вильгоцкого. Разглядывает свое отражение в боковом зеркале.

 

Из дома выходит Вильгоцкий.

 

ВИЛЬГОЦКИЙ.Сколько стоит помыть машину?

 

АДАМ. Ни сколько. Я помою просто так. Мне это нравится.

 

ВИЛЬГОЦКИЙ. Где твой брат?

 

АДАМ. Ушел в поселок, за продуктами.

 

ВИЛЬГОЦКИЙ. Скажи… Адам, тебя ведь так зовут?, скажи, а что ты прячешь в сарае?

 

Пауза

 

АДАМ. Там дрова. Вы же знаете, у нас нет газа.

 

ВИЛЬГОЦКИЙ. Ты знаешь, я человек наблюдательный… Когда я приехал сюда, замка не было, потом  - появился.  Дай мне ключ от сарая.

 

АДАМ. Туда нельзя!

 

ВИЛЬГОЦКИЙ. Глупость. Давай ключ. Я видел, как ты таскаешь туда какую-то еду. Открой сарай. Похищение человека – статья серьезная.

 

ВИЛЬГОЦКИЙ. Дай мне ключ. Ты держись там мою жену, так?!

 

АДАМ. Нет!

 

ВИЛЬГОЦКИЙ. Дай мне ключ, Адам.

 

 

 

Картина 13

 

Деревенский магазин. За прилавком продавщица.

 

МАКС. Лапшу, булку хлеба, бутылку виски. Только хорошего.

 

ПРОДАВШИЦА. Ти зовсім перестав заходити, Макс. Брата свого подсылаешь. Більше мене не хочеш?

 

МАКС. Ну, рано или поздно все заканчивается.

 

ПРОДАВЩИЦА. Вот даже как? Завел себе бабу? Не в поселке, да? В городе?

 

МАКС. Твое какое дело.

 

ПРОДАВЩИЦА.  Забыл, как я кормила тебя в долг, когда тебя выпустили? Покупала одежду. Я для тебя стала слишком старая, Макс?! Нашел себе помоложе? Или с грошами? Смотрю – пьешь хороший виски...

 

МАКС. Сказал, все, значит все. Отвали.

 

ПРОДАВЩИЦА. Люди кажуть, у вас там у дворі якийсь біле «Вольво». Дорогая машина. Це твоя тьолка на ній їздить?

 

МАКС. Понятия не имею, про что ты.

 

ПРОДАВЩИЦА. Макс! Прости меня, мой хороший! Прости! Спи с кем хочешь. Заходи иногда. Хоть раз в неделю. Милый, за два года так к тебе привыкла...Потом, ты же знаешь... Я ж не можу без этого.

 

МАКС. Выкрутишься. У тебя  муж есть.

 

ПРОДАВЩИЦА. Причом тут він? Він для другого. Не для любви, а для уважения.

 

МАКС. Скажи. А если бы я пришел, сказал – собирайся, уезжаем отсюда, - могла бы все бросить? Магазин, семью – поехать со мной?

 

ПРОДАВЩИЦА. Магазин приносит хороший доход. Як це - брость? Продати - я ще розумію ... Зачем уезжать?

 

МАКС. За хорошей жизнью.

 

ПРОДАВЩИЦА. Я буду скучать по тебе, Макс.

 

 

 

Картина 14

 

Адам и Вильгоцкий борются на траве. Вильгоцкий прижимает Адама к земле, достает ключ у него из кармана. Подходит к сараю,   отпирает замок, исчезает внутри. Появляется Макс.

 

МАКС. Ты чего?

 

АДАМ. Он… Отобрал ключ. Говорит, что там я прячу его жену.

 

Макс смотрит на Адама.

 

МАКС. Там же никого нет?

 

Адам молчит

 

МАКС. Скажи, там же никого нет?  Что ты молчишь? Если бы кто-то был – он бы кричал, правда?

 

АДАМ. Я не говорил тебе, думал, что ты будешь ругаться. Там котенок. Я подобрал его в поселке.

 

Из сарая выходит Вильгоцкий.

 

ВИЛЬГОЦКИЙ. Прошу прощения. У меня нервы! Понимаете?! А тут еще этот придурок.

 

МАКС. Не надо называть его придурком. Он – отстающий в развитии.

 

ВИЛЬГОЦКИЙ. Какая разница!

 

МАКС. Большая!

 

Бъет Вильгоцкого по голове купленной бутылкой виски

 

Затемнение.

 

Макс лезет в карман пиджака Вильгоцкого. Достает бумажник.

 

МАКС. Не хило! Три штуки!

 

Достает ключи от машины.

 

МАКС. Сейчас придет сюда, посадим его в машину, пусть катится куда подальше. Нечего портить жизнь хорошим людям. А эти деньги -  это компенсация за моральный ущерб. Ты помалкивай про них, Адам! Может, у него еще где-нибудь припрятаны бабки?

 

Открывает багажник машины. Иза багажника свешивается женская рука. Макс заглядывает в багажник. Внутри лежит мертвая женщина. Это Елена, жена Вильгоцкого.

 

Пауза

 

МАКС. Жесть.

 

АДАМ. Я говорил тебе – он настоящий псих, Макс!

 

Вильгоцкий приходит в себя. Макс бросается к нему, вяжет ему руки веревкой.

 

Затемнение.

 

Связанный Вильгоцкий сидит на земле.

 

ВИЛЬГОЦКИЙ. Девочка моя. Что же я наделал.

 

МАКС. Я понимаю, можно забыть, ну куда, допустим, деньги положил, или когда день рождения у мамы. Как забыть, что ты хлопнул свою жену, я не понимаю?

 

ВИЛЬГОЦКИЙ. Я же объяснял вам – стирательная резинка! Там, на шоссе, я совершил глупость. Когда Елена вышла из машины, я сдал задним ходом. Она упала. Я расстерялся. Поехал за врачом. Когда вернулся, она уже была мертва.

 

МАКС. Бросил ее.

 

ВИЛЬГОЦКИЙ. Не бросил. Я расстерялся! И сделать было ничего нельзя!!!(хнычет) Знаете, как бывает! Когда пишешь! Доходишь до какого-нибудь места, а потом герои вырываются на свободу, и все катится под откос. Если бы мы с ней не поссорились! Если бы я сдержался! Если бы она промолчала! Я верю в Бога, верю в судьбу. С того места, как она вышла из машины, сделать было ничего нельзя!

 

МАКС. Знаешь. Я думаю, писатель, тебе дадут за это срок. Посадят в камеру к уркам. Это будет несладко.

 

ВИЛЬГОЦКИЙ. Давай, перепишем финал! Я дам тебе денег! Очень много денег! Вот, как на самом деле все было! Мы ехали с ней на машине. Елена вышла, захотела прогуляться. Тут – твой Адам. Он напал на нее, она сопротивлялась, тогда наш дурачок ударил ее камнем. Ты свидетель. Все видел, сообщил полиции и мне. Это очень хорошая сделка.

 

МАКС. Не хочешь в тюрягу? И, наверное, ее бабки – они ведь тебе достанутся? Я прав?

 

ВИЛЬГОЦКИЙ.  Тебе очень повезло со мной. Можешь начать другую жизнь.

 

Пауза

 

МАКС. Как-то поздновато, дружище. Мне уже тридцать шесть.

 

Адам подскакивает к Вильгоцкому, бьет его молотком по голове. Вильгоцкий падает.

 

Пауза.

 

МАКС. Неожиданный поступок, прямо скажем. Зачем ты это сделал брат?

 

АДАМ. Я отомстил за леди Эсмеральду. Конечно, я отстающий в развитии, да, но я все понимаю, Макс! Он плохой человек.

 

МАКС. Точно. Правда, может быть, он  - хороший писатель. Очень интересно говорил.А теперь… Теперь,  он просто мертвый, Адам!

 

Затемнение

 

Картина 15

 

Макс и Адам затаскивают тело Вильгоцкого в дом.

 

МАКС. Не плачь, брат. Все нормально. Теперь не стыдно забрать у этой гниды все бабки. Он заслужил такое отношение. Мы уедем с тобой, много, много есть интересных мест, стран, в которые надо съездить. Мы будем жить, как настоящие люди!

 

Макс садится, зажимает голову руками.

 

МАКС. Что ты наделал, Адам. Что ты наделал. Есть твои игрушки, а есть взрослая жизнь. На нас сейчас висят два трупа. А полиция – она разбираться не будет.

 

Нагибается над телом Вильгоцкого. Что-то достает у него из пиджака, убирает себе в карман.

 

АДАМ.Что ты взял?

 

МАКС. Стирательную резинку.

 

АДАМ. Если тебя посадят, Макс – меня снова отдадут в больницу. Я не хочу! Они снова будут мучать меня!

 

МАКС. Не волнуйся. Почитай свою книжку.

 

АДАМ. Я больше не буду ее читать! Потому, что ничего нет!   Нет Звездной Федерации, нет леди Эсмеральды, нет капитана Лея! Это все дурацкие выдумки! Неправда! Неправда!  Мне надо было верить тебе, и тогда я бы по-другому прожил эту жизнь!

 

Пауза

 

МАКС. Не жалей.  Все правильно. Каждая минута.

 

Пауза

 

МАКС. Пришло время сказать тебе правду. Это человек (указывает на тело Вильгоцкого) – на самом деле, аскоритянин, слуга ночи. Но я уже сообщил на главный корабль Федерации. Нас спасут.

 

АДАМ. Ты не шутишь, Макс? Что они сказали?

 

МАКС. Ложись на кровать, Адам. Перестань дрожать. Наши друзья уже выслали звездолет.

 

Адам послушно ложится на кровать, сворачивается калачиком. Макс укрывает его одеялом.

 

МАКС. Закрой глаза, Адам.

 

АДАМ. Мне страшно! Они не отправят меня в психушку? Правда, Макс?

 

МАКС. Никого не бойся. Ты же капитан Лей!

 

Макс гладит его по волосам, целует брата. Берет мотоциклетный шлем.

 

АДАМ. Зачем ты взял шлем, Макс?

 

МАКС. Мне надо съездить в город. Это ненадолго, малыш. Я запру дверь, а ты дожидайся меня.

 

АДАМ. Ты вернешься за мной?

 

МАКС. Обязательно, брат. Мягкого воздуха, капитан Лей.

 

Макс выходит из дома, заводит мотоцикл, уезжает.

 

Затемнение

 

Картина 16

 

Адам ждал день, Адам ждал ночь. А утром Адам понял, что Макс не придет.

 

Слышно, как снаружи останавливается автомобиль. Адам смотрит через щели в стене дома.

 

В дверь стучатся.

 

ПОЛИЦЕЙСКИЙ. Вы дома? Хватит дрыхнуть! Вашу мать, у вас все тут в этой серой пыли! Я счет выставлю за мойку авто! Слышите, братья, брати, давайте, відкривайте!

 

МАКС. Да, мы дома, господин полицейский. То есть, Макса нет, я один.

 

ПОЛИЦЕЙСКИЙ. Адам, представляшь! После того дня народження, у дочки, мы потеряли свисток. Весь дом перерыли! И тут я, розумна голова, згадав – наверное, наш дурачок утащил его с собой! Адам!  Віддай свисток!Я ничего не сделаю тебе, сынок! Просто віддай свисток!  Пустяк такой! Посмеемся и забудем!

 

Адам молчит.

 

ПОЛИЦЕЙСКИЙ. Так ты откроешь или  нет, Адам? И, кстати, чия це тачка припаркована у входа? «Вольво» с латвийскими номерами? Це дорога машина, Адам! Вона стоїть тисяч шістдесят євро - не менше!

 

 

Слышно, как к полицейскому кто-то подбегает:

 

НЕИЗВЕСТНЫЙ.Пан поліцейський! Там, в багажнике...

 

АДАМ.(полицейскому) Это машина теперь ничья. Тут на полу лежит ее хозяин. Я убил его... Молотком!

 

ПОЛИЦЕЙСКИЙ. Двойное убийство? Открой дверь, Адам!  Открой, мы ее все-равно выломаем!

 

В течение минуты дверь пытаются выломать. Она сотрясается, но держится.

Наступает тишина.

 

АДАМ. Мой брат не причем. Он давно уехал. На заработки, в город. Неделю назад. Эта женщина и этот мужчина, которые сейчас мертвы:  это все моя вина, мой брат не причем. Дверь я не открою. Мне надо прибраться в доме. Потому что вы увезете меня, а дом нужно оставить таким, чтобы в него  можно было вернуться.

 

ПОЛИЦЕЙСКИЙ. Я оставил своего человека снаружи, а  а сам поїхав за слесарем. Ты сам напросился, Адам!

 

Слышно, как уезжает машина.

 

АДАМ. И еще мне нужно дописать три страницы в книгу. Они вырваны, а это совсем непорядок.

 

Адам берет в руки книгу, открывает ее

 

Картина 17

 

По шоссе мчится мотоцикл. На мотоцикле Макс. Он  уже очень далеко от дома, от Адама, от своей земли.  У Макса звонит мобильный телефон.

 

МАКС. Да. Надя? Почему я не пришел? Мне вообще давно надо было тебе позвонить. Все закончилось. Я тебя обманул, Надя. Я женат.

 

Выбрасывает телефон в придорожный кювет. Макс прибавляет скорость.

 

Занавес.

 

Конец.

 

 

 

2012 год, Москва

Библиотека
Новости сайта
Получать информацию о театре

454091, Россия, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 15
  Челябинский государственный драматический
"Камерный театр"

kam_theatre@mail.ru
Касса театра: 8 (351) 263-30-35
Приёмная театра: 8 (351) 265-23-97
Начало вечерних спектаклей в 18.00

 Министерства культуры Челябинской области   Год российского киноМеждународный культурный портал Эксперимент  


 

Яндекс.Метрика